Милютинская весна. Юбилей городского головы

Милютинские дни стартовали в Череповце круглым столом на тему общественной деятельности. В рамках 190-летия в Иване Милютине увидели не только историческую фигуру, но также опытного управленца, который может дать советы сегодняшним руководителям.

Как Милютин поступал

В преддверии празднования 190-летия со дня рождения Ивана Милютина (основные юбилейные мероприятия (6+) состоятся в 20-х числах апреля) дом-музей городского головы стал площадкой для диалога жителей города и городских властей. Намечен целый ряд встреч и обсуждений. Идея хорошая и вполне оправданная, ведь Иван Милютин был близок к народу, и к его дому череповчане-современники протоптали широкую народную тропу.

Тема будет продолжена и на 15-й Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 190-летию со дня рождения Ивана Милютина. Ее участники пристально вчитаются в записки и прочие изданные труды Милютина, рассмотрят его решения и воплощенные идеи и, сделав скидку на исторические различия эпох, определят наиболее живучие инициативы. Конференция получила название «Взаимодействие государственной власти с органами местного самоуправления: региональный аспект (середина XIX — начало XXI в.)».

Одну из участниц конференции, известного череповецкого историка Эльвиру Риммер, открывшую Милютина череповчанам, корреспондент «Речи» спросил, нужно ли обращаться к Ивану Андреевичу за советом.

— У него можно найти много замечательных высказываний, которые сохранили свою актуальность по сей день, — сказала Эльвира Риммер. — Например, слова Милютина о Думе и думцах, которых тогда назвали гласными — от слова «глас», то есть голос народа. Иван Андреевич писал, что он хотел бы, чтобы депутаты выходили из народа, воплощали в себе его чаяния и приходили на заседания Думы с народными вопросами, которые они бы понимали и могли решить. Это актуально и для современных депутатов. Сам Милютин с детских лет жил в народе и был его частью. Став городским головой, бывало, отрывался от народа и летел вперед, но понимал это и возвращался.

— Диву даешься, сколько при Иване Милютине было открыто и построено. В том числе, как бы сейчас сказали, социальных объектов. Откуда он брал деньги?

— Многократно было так: Милютин чувствовал, что городу нужно, допустим, новое учебное заведение, и он начинал в это собственные деньги вкладывать. Потом обращался в Новгород, чтобы новое учреждение утвердили. Там крик поднимался — опять Череповец со своими учебными заведениями; в других городах ничего подобного не было. А школа или гимназия в Череповце уже построена и работает. Или была история со строительством здания управы, которое сейчас восстановили. Во всех городах Новгородской губернии на губернские деньги были построены здания для присутственных мест, и только Череповец был обделен. Устав ждать деньги из Новгорода, Милютин построил управу на свои средства.

Милютинские выставки

Их будет две — историческая и художественная. В доме-музее Ивана Милютина планируют открыть большую выставку, которая расскажет о личности городского головы и его основных свершениях на этом посту.

«Выставка объединит в себе все те аспекты милютинской эпохи, которые освещались в наших предыдущих выставках, — сообщила „Речи“ заведующая домом-музеем Ивана Милютина Ольга Кислякова. — Расскажем о транспортной системе, сложившейся при Милютине и при его участии, познакомим посетителем с культурной жизнью череповчан той эпохи — при Милютине в городе появились городской музей, Соляной сад и другие интересные объекты. Разумеется, будут затронуты и вопросы развития образования, которые решал Иван Милютин. Акцент хотим сделать на технических учебных заведениях. Мы хотели бы, чтобы посетителям было интересно. Это главное для нас».

По словам Ольги Кисляковой, выставка будет наполнена не только экспонатами (среди наиболее ценных — знак городского головы), но и цитатами Ивана Милютина. В подготовке экспозиции музейщики пойдут по главным вехам жизни Милютина, которые он сам наметил в своем труде «Между вехами по жизненному полю».

«Мы бы хотели показать Ивана Андреевича как личность, как человека, — говорит заведующая домом-музеем Ивана Милютина. — По каким нравственным законам он жил, что на него повлияло. Раньше в таком ракурсе мы его не показывали».

По словам Ольги Кисляковой, все годы существования музея его сотрудники не теряют надежды найти потомков Ивана Милютина. Случается, в музей приходят люди, которые называют себя родственниками Ивана Андреевича, но никаких доказательств этому они не представляют. Милютиных в Череповце много, фамилия остается распространенной и сегодня. У Ивана Андреевича было шестеро детей, и, возможно, потомки кого-то их них живут в Череповце или близлежащих городах.

«Надежда на то, что мы когда-нибудь встретимся с потомками Ивана Андреевича, сохраняется, — говорит заведующая музеем. — Известно, что у его дочери Марии не было детей, как и у сына Василия, который оставил воспоминания об отце. А у Андрея Милютина, который был городским головой после смерти отца, дети были».

Заглянуть в милютинскую эпоху помогают не только архивисты и музейщики, но также художники. В том же доме-музее Ивана Милютина в апреле откроется выставка к 190-летию со дня рождения городского головы, которая соберет полотна череповецких художников, запечатлевших город времен Милютина. В том числе те улицы и дома, которые ныне не существуют.

Художник Эрнест Румянцев представит на выставке несколько полотен — триптих с изображением дома-музея Ивана Милютина и Воскресенский проспект конца XIX века.

«Я написал эту работу в 2000 году, и ее у меня сразу купили, — рассказал он корреспонденту „Речи“. — Как оказалось, в подарок. Прошло 15 лет, и я оказался в гостях у нового знакомого, у которого все эти годы в гостиной висела моя работа. Для милютинской выставки я попрошу у него картину на время».

На полотне изображен один из обычных дней в Череповце милютинской поры — по Воскресенскому проспекту идут по делам люди, ездят пролетки. Антураж проспекта и костюмы горожан Эрнест Румянцев подсмотрел на старых фотографиях, подключив фантазию. «А Ивана Андреевича вы на картине не изобразили? — интересуюсь у автора. — Где-нибудь на заднем плане идет на работу, рассматривая на ходу эскиз новой гимназии?»

«Нет, такой задачи не было, — отвечает он. — Хотя мужчина на переднем плане немного похож на Милютина. Давайте будем считать, что это он».

Сергей Виноградов