6 марта 2019

Как заставить УК незамедлительно реагировать на аварии?

Февральская затяжная оттепель, случившаяся после обильных снегопадов, обнажила две коммунальные проблемы. Первая: в Череповце прохудилось немало крыш — соцсети были переполнены сообщениями горожан о протечках в квартирах. Вторая: пострадавшим жителям оказалось нелегко найти общий язык с управляющими компаниями — ну не хотят управдомы чинить протекающие крыши!.. А март принес обнадеживающую новость: законодатели ужесточили регламенты работы аварийно-диспетчерских служб обслуживающих организаций в экстренных ситуациях.

Ноль реакции

«Обращаемся к вам за помощью, так как наша управляющая компания просто не реагирует на аварийную ситуацию в доме. Мы проживаем в доме № 89 на ул. М. Горького. Протекает крыша, топит подъезд и квартиры. Это длится уже неделю. Управляющая компания ничего не предпринимает, только кормит завтраками», — это сообщение пришло в группу «Голоса Череповца» в соцсети «ВКонтакте» от Яны Смирновой в разгар февральской оттепели. В доказательство она прислала фотографии «потопа».

Спустя несколько дней жительница дома № 73 на той же улице Анна Слуцкер прислала нам видео, на котором запечатлен текущий потолок в ее квартире, со словами:

«К нам в дом пришла весна — прощай, ремонт. Вчера, когда обнаружили протечку, вызвали аварийку. Мой муж поднимался с работниками на чердак, снял на видео. Утром я обратилась к директору УК. Мне было обещано, что в течение дня снег будет вычищен с крыши и составлен акт, но ничего проделано не было, снег как лежал, так и лежит. На звонки никто не отвечал».

Мы опубликовали эти сообщения, и участники нашей группы в комментариях стали писать другие адреса, где случилась такая же коммунальная беда. Не менее активно тема протечек муссировалась и в других городских пабликах. Посыл один и тот же: заставить УК выполнять свои обязанности по договору обслуживания оказалось делом крайне сложным.

Отключения по регламенту

Резонен вопрос: как регламентируется работа обслуживающих организаций и их аварийно-диспетчерских служб в экстренных ситуациях? В действительности все прописано в законах, соблюдения которых жильцы вправе требовать. Более того, с 1 марта этого года вступили в силу новые нормы на этот счет. Фактически правительство РФ установило право для собственников квартир требовать устранения аварийных ситуаций в квартире в течение нескольких часов.

Эти нормы узаконило постановление № 331 от 27 марта 2018 года, которое вводится в действие с марта 2019 года. Ранее действовал старый регламент, прописанный в постановлении правительства РФ № 354. Новое постановление вносит правки в ряд его пунктов, но что-то остается в прежнем виде.

По постановлению № 354, например, сроки отключения воды при авариях составляют не больше 8 часов в месяц, а также 4 часов единовременно. Исключения здесь, конечно, могут быть, но это в случае глобальных аварий на магистральных сетях. Коммунальщики обязаны сообщать о запланированных отключениях заблаговременно. Отключение должно составлять не более 2 часов, если есть резервный источник питания. Если источник только один, то отключение допускается до 24 часов. За год такой лимит составляет не более 72 часов.

Газ нельзя отключать более чем на 4 часа суммарно за месяц. С отоплением немного сложнее — зависит от температуры воздуха в помещении. Однако в любом случае это не более 24 часов в течение месяца. В период аварийного отключения отопления должна регулярно контролироваться температура внутри жилого здания. Когда в помещении от +12 градусов и выше, то аварийно отключить тепло могут не более чем на 16 часов. Если уже от +10 до +12 градусов, то ремонт должны завершить максимум за 8 часов. Когда в комнате от +8 до +10 градусов — ремонтникам придется уложиться в 4 часа.

Если коммунальщики во время аварии не уложились в сроки, то УК должна произвести перерасчет за непредоставленные услуги. За каждый час превышения норм и срыва графика ремонта размер ежемесячной оплаты уменьшается на 0,15 % от показаний счетчика. При повреждении имущества из-за аварии и ее последствий возможна компенсация, но это надо доказать, составив акт. Все эти тезисы закона остаются актуальными и далее.

Сроки устранения поломок

Что будет новым? Ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу должен быть дан в течение 5 минут. Если это невозможно сделать, то диспетчер обязан перезвонить сам в течение 10 минут.

Локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения обязаны осуществить в течение получаса с момента регистрации заявки, ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения — в течение двух часов. Ликвидация засоров мусоропроводов проводится также в течение 2 часов, но с оговоркой, что делается это в рабочее время — в период с 8.00 до 23.00 при круглосуточном приеме заявок.

Устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения должно быть проведено в срок не более 3 суток с момента поломки. При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках завершения ремонтных работ.

В случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем аварийно-диспетчерская служба также информирует орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом, о характере аварийного повреждения и планируемых сроках его устранения.

Выполнение заявок об устранении мелких неисправностей и повреждений осуществляется в круглосуточном режиме в соответствии с согласованными с собственником или пользователем помещения, направившим заявку, сроком и перечнем необходимых работ и услуг.

Журнал учета заявок

Еще одно важное новшество звучит так: «Регистрация заявок осуществляется в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством Российской Федерации записи телефонного разговора».

При поступлении заявки аварийно-диспетчерская служба выясняет причины, характер обращения и принимает оперативные решения о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами. Сведения о принятом решении фиксируются в журнале учета заявок. Аварийно-диспетчерская служба организует исполнение поступившей заявки в сроки, установленные законом.

Также диспетчер обязан сообщить собственнику, обратившемуся с заявкой, ее регистрационный номер и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению работ. Далее аварийно-диспетчерская служба осуществляет оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок с использованием фотофиксации, оперативных и периодических опросов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на предмет качества исполнения поступивших заявок. Результаты контроля вносятся в журнал учета заявок.

В реальности

Надо также добавить, что управляющая компания несет ответственность перед жильцами не только по указанным законам, но и согласно договору об обслуживании конкретного дома. За неисполненные пункты договора также можно отказаться вносить плату, но при условии составления акта, фиксирующего нарушение.

На практике сейчас УК чувствуют свою безнаказанность, так как крайне редко доходит до конкретных требований собственников жилья компенсировать убытки. Многое остается на уровне устных жалоб. Причин этому несколько. Первая — незнание гражданами своих прав. Вторая — трудоемкость процедуры фиксации нарушений и обязательность соблюдения всех мелочей при этом. Любая неточность — повод для УК признать требование незаконным. И третья причина — незначительность наказания. Дело в том, что сначала управляющей компании должно быть предложено исправить нарушение в определенный срок, а только затем следует наказание рублем. При этом сами штрафные санкции невелики.

Простой пример: ремонт водопроводной сети превысил норму на 10 часов. Неудобство для жильцов серьезное? Конечно. Какая будет компенсация? Если вы платите в месяц за водоснабжение 500 рублей, то вам компенсируют 0,15 % за каждый час, то есть 1,5 % за 10 часов, или 7 рублей 15 копеек.

Если вы пожалуетесь на УК в надзорные органы, то штраф для компании при подтверждении нарушения будет уже более существенным. Однако заплатит она его, вполне вероятно, из ваших же денег, уплаченных по тарифу на обслуживание и содержание жилья. Если по вине УК вам нанесен значительный материальный ущерб (например, повреждение имущества в квартире), то ей придется его возместить, но опять же — из каких средств?

Пока самой большой угрозой для УК является потеря лицензии на управление домом, но такой исход доставит много хлопот и самим жильцам.

Владимир Сентябрев, газета «Голос Череповца»

24 мая 2019, 14:16
Череповецкие поисковики отправятся на «Оштинский рубеж»
В селе Ошта Вытегорского района уже второй год подряд добровольцы со всей области будут вести работы по поиску останков солдат, погибших здесь во время Великой Отечественной войны.