Мама платит сыну деньги за выполнение уроков

— Ходила к дочке в гости и расстроилась. Ее сын, мой внук, вернулся из школы. Ходит в первый класс. Она ему: «Садись за уроки. Сделаешь — заплачу 50 рублей». Но ведь это неправильный подход к воспитанию. Или я чего-то не понимаю?
Галина Викторовна

Отвечает Галина Митина, специалист «Службы оперативной помощи» программы «Дорога к дому»:

— Язык денег — один из тех, которые современные дети учат быстро и без принуждения. Практика выдачи карманных денег, поощрение хорошего поведения рублем или преподнесенная бабушкой ко дню рождения кругленькая сумма — все это позволяет ребенку быстро понять выгоду своего личного материального благополучия. Поэтому, когда родители в целях мотивации ребенка к учебе начинают поощрять пятерки и четверки наличными деньгами, школьник быстро привыкает к такому способу «заработать».

Принцип рыночных отношений в деле достижения школьных успехов достаточно прост: за хорошие оценки ребенок получает определенную сумму наличными. Отсчитать деньги сыну или дочери раз в неделю или раз в четверть для многих родителей проще, чем тратить ежедневно время на проверку домашнего задания или обсуждение школьного проекта. Обосновывают свои действия мамы и папы в большинстве случаев не собственной ленью или нехваткой времени, а современным особым отношением к процессу учебы и мотивации. Логика проста. Взрослые работают и получают за это зарплату. Зарплата — основная мотивация для многих, особенно когда работа сложная и не приносит особой радости. Ребенок учится — это его главная «работа», и получать за успехи в ней вознаграждение так же естественно, как получать зарплату. Помимо этого, в школе дети должны готовиться к взрослой жизни, а во взрослом мире деньги играют огромную роль. Чем успешнее бизнесмен, тем больше он зарабатывает. Чем профессиональнее сотрудник, тем больше ему платят. Почему же ребенку не зарабатывать на хороших оценках?

Некоторые специалисты утверждают, что использование денег в педагогическом плане — в корне неверное решение. Повышение «выплат» в случае школьных успехов и «урезание» карманных денег в случае неудач нарушает как сам процесс обучения, так и формирование здорового отношения к деньгам. Денежное вознаграждение не может заменить участие родителей в образовательном процессе. Для детей важен не только результат (оценка и вознаграждение), но и сам процесс: обучение и активное участие родителей в нем, их внимание к тому, что происходит с ребенком в школе.

Противники денежного метода мотивации склонны думать, что его сторонники — это поголовно занятые родители-бизнесмены или те, кто пытается «откупиться» от ребенка. На самом деле среди сторонников много и обыкновенных современных родителей, придерживающихся принципа, что ребенок должен знать цену деньгам с раннего возраста.

Другой путь распространения рыночных отношений — это сарафанное радио среди детей. Когда один из одноклассников начинает хвастаться полученными за хорошую оценку деньгами перед друзьями, другие дети задаются логичным вопросом: «А почему я ничего не получил от своих родителей?» И идея денежных вознаграждений приходит в дом уже с подачи самого ребенка.

Противоположной точки зрения придерживается школьный психолог, психотерапевт и автор популярных книг для родителей Кристина Каниак-Урбан: «Вознаграждение за успехи в учебе — это неплохо, главное, чтобы масштаб подобного вознаграждения был подобран индивидуально для каждого ребенка». Психолог имеет в виду, что для одного получать только пятерки и четверки в четверти — это привычно, для другого даже тройка по математике — огромное достижение.

Деньги — это такой же условный масштаб, как и сами школьные оценки. Поэтому принцип «учиться для знаний, а не для оценок», широко декларируемый родителями в каждом уголке планеты, можно смело применить и к денежным вознаграждениям. Если у родителей получилось донести до своих детей мысль о необходимости образования для получения знаний и навыков, а не только формальных результатов в виде хороших оценок, то и деньги не могут испортить эту систему ценностей. А остаются лишь приятным дополнением к затраченным усилиям в учебе.

Подготовила Татьяна Ковачева