7 февраля 2019

Камерному прилетело из Москвы

Критики из Москвы и Санкт-Петербурга назвали спектакль Камерного театра «Питер Пэн» (6+) удачным опытом, а режиссера-дебютанта Михаила Комарицких — подающим надежды. В Вологде подвели итоги первого областного фестиваля театральных премьер «ВОТ».

Четырнадцать спектаклей, поставленных в 2018 году театрами и студиями Череповца и Вологды, увидела за неделю команда критиков и театроведов из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Ярославля. По итогам фестиваля, открытого в рамках Года театра, в Вологде прошла большая встреча театральной общественности области с именитыми гостями, состоялся разбор полетов. Критики пока высказали мнение лишь на словах, а языком наград они заговорят 27 марта, в Международный день театра, когда будут названы лучшие в нескольких номинациях. В день открытия фестиваля было объявлено, что он станет ежегодным.

Череповец на фестивале представлял Камерный театр, который показал две свои последние работы — детский спектакль «Питер Пэн» и драму «Не бросайте пепел на пол» (12+). Для того чтобы увидеть «Питера Пэна», гости приезжали в Череповец, а вторую постановку Камерный театр представил на сцене вологодского Театра для детей и молодежи.

По словам главного режиссера Камерного театра Татьяны Макаровой, критики похвалили «Питера Пэна» за творческий поиск и находки, а дебют молодого режиссера Михаила Комарицких (череповецкие зрители его знают как актера) назвали успешным и многообещающим. Камерный театр удостоился отдельной похвалы от критиков за то, что дает дорогу начинающим режиссерам и не зажимает молодых актеров — на сцене встретились три поколения артистов, включая студийцев.

«Звучала и критика, конечно, — рассказала Татьяна Макарова. — Например, покритиковали минимализм на сцене. Но такова тенденция современного театра. Я уверена, если бы мы заставили всю сцену декорациями, нам бы это вменили в вину. Еще прозвучало, что мы в своей постановке „пролистали“ сказку „Питер Пэн“, многое выпустив оттуда. Мы, действительно, стремились к тому, чтобы не растягивать постановку более чем на полтора часа, потому что детям трудно высидеть дольше. Если в Москве дети приучены смотреть спектакли в двух отделениях, то в Череповце такой привычки пока не появилось».

В постановке «Не бросайте пепел на пол» критики отметили вдохновенную игру актеров Ольги Бойко и Игоря Горчакова, но не одобрили выбор пьесы. Зато вологодские зрители одобрили и то и другое. На спектакль собрался полный зал, и артистов долго не отпускали со сцены, купая в аплодисментах. Пока они сами не попросили закрыть занавес.

«Безусловно, обсуждение спектаклей имело большую пользу для нас, — сказала Татьяна Макарова. — Особенно я рада, что молодые актеры услышали серьезный разбор постановок».

На итоговой конференции, которая прошла в Вологде по окончании фестиваля, критики в адрес вологодских театров звучало больше, чем похвал. Московский театровед и помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова Павел Руднев заявил, что в театрах Вологодчины не развивается экспериментальное направление.

«Нет видеоарта, сочинительского театра, нет попыток выйти за пределы сцены, — сказал он. — Не увидел я и ни одной новой формы маркетинга, воздействия на зрителя».

Театральный критик из Перми Татьяна Тихоновец посетовала на неважную речевую культуру вологодских актеров, оговорившись, что это общероссийская проблема. Причина, по ее мнению, в том, что техникой речи перестали заниматься в должной мере в театральных вузах. Между тем современный актер должен быть универсальным. Для исправления ситуации Татьяна Тихоновец предложила проводить театральные лаборатории.

Общей же претензией именитых критиков к вологодским театрам была нехватка молодых режиссеров и «свежей крови».

Сергей Виноградов