Можно ли уменьшить платежи за тепловую энергию?

Плата за тепловую энергию составляет львиную долю в расходах горожан на коммунальные услуги. В нее входит как отопление квартиры, так и подогрев воды. При этом возможность сэкономить за счет правильной эксплуатации жилья в городских квартирах минимальна, а то и отсутствует вовсе. Сейчас в подавляющем большинстве многоквартирных домов Череповца плата за теплоэнергию начисляется исходя из показаний общедомового прибора учета (ОПУ). Вторая по численности группа — дома, где не установлен ОПУ и платежи рассчитываются по нормативу потребления. И третья, самая малочисленная, группа — где оплата осуществляется по индивидуальным приборам учета.

Три варианта

В самом невыгодном положении находятся те горожане, в чьих домах нет общедомового прибора учета. Им приходится платить по нормативу, а это фиксированная сумма в течение девяти месяцев. Больших минусов два: а) нельзя сэкономить и б) невозможно регулировать температуру теплоносителя.

Как следствие, платежи всегда довольно большие вне зависимости от температуры воздуха на улице, а в квартирах бывает очень жарко. В большинстве таких домов отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета, а потому с положением дел приходится смириться.

Для «многоквартирок», где имеется возможность установки прибора учета, но он отсутствует, был введен повышающий коэффициент. Однако в Вологодской области еще в 2015 году приказом №? 289 от 15 сентября Региональная энергетическая комиссия отменила применение повышающего коэффициента к платежам за теплоэнергию.

В домах, где есть общедомовой прибор учета тепловой энергии, как правило, имеется возможность регулировать температуру теплоносителя. Это может быть автоматическая система, которая вносит корректировки сама, снимая информацию с уличных датчиков температуры. Также регулировать можно вручную, задавая параметры на определенный временной период. Это могут и должны делать специалисты обслуживающей дом организации. За счет регулировки можно получить значительную экономию, а без нее — ощутимо переплатить.

И третий вариант — наличие индивидуальных приборов учета тепловой энергии в каждой квартире. В Череповце они есть только в новых домах, где такие системы изначально смонтировал застройщик.

Предложение Минстроя
Почему нельзя поставить счетчики в квартиры других домов? Во-первых, это довольно дорого. Во-вторых, технически сложно, так как состояние отопительных систем очень разнится — как в домах, так и в квартирах одного дома. А эти два фактора являются решающими с учетом действующего законодательства. Дело в том, что на данный момент показания индивидуального прибора учета принимаются для расчета оплаты только в том случае, если такие индивидуальные приборы есть во всех без исключения квартирах данного дома. Довольно странно, что такое правило прописано только по теплу.

Но ситуация меняется. В конце осени 2018 года появился проект поправок в Жилищный кодекс, разработанный Министерством строительства. Он уже опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно ему, присутствие индивидуальных счетчиков в каждой из квартир дома перестанет быть обязательным условием для оплаты фактически потребленной теплоэнергии.

Счетчик в квартире: плюсы и минусы

А теперь вопрос: как живется тем череповчанам, у которых в квартирах есть теплосчетчики?

— С одной стороны, я очень доволен, — говорит Максим Уткин, проживающий в доме на улице Ленинградской. — У меня плата за тепло в четырехкомнатной квартире практически такая же, как у родителей в «двушке», площадь которой в два раза меньше. Второй плюс — поддержание комфортной температуры: не бывает слишком жарко или слишком прохладно. А раньше, когда дети еще ходили в сад и дома днем никого не было, я, уходя на работу, устанавливал пониженную температуру и экономия была еще больше! Восстанавливается комфортная температура очень быстро — буквально за 15 минут. Что касается «ложки дегтя», то это платежи за отопление общих помещений в доме. При виде цифр в квитке было такое ощущение, что на площадке батарея тратит в 10 раз больше энергии, чем такая же батарея в квартире. В последнее время, правда, эта строка куда-то пропала.
— Мне было очень удобно платить по счетчику за тепло, так как в квартире никто не живет, — рассказывает череповчанка Валентина Анатольевна, дочь которой владеет квартирой в новом доме № 49а на Московском проспекте. — Дочь сейчас не живет в Череповце, поэтому мы ставили тепло на экономичный режим, и плата была небольшой. Но в прошлом году счетчик сломался. И вот тут начались страдания. Сначала я пошла в строительную компанию, написала заявление, отдала документы на прибор. Пообещали поставить новый, как только они к ним поступят. Ждать пришлось долго, но в конце концов мне позвонили с известием, что теплосчетчик прибыл. Когда их специалисты пришли его устанавливать, то потребовали паспорт на старый прибор. Но я же его им отдала с заявлением! В итоге они новый прибор не поставили, а паспорт потом так и не нашли. Я решила поставить за свой счет, купила в магазине прибор за пять тысяч рублей, а установили его работники нашей управляющей компании, опять же за мои деньги. Потом паспорт прибора я зарегистрировала в «Газпром теплоэнерго Вологда». Но тут новая напасть: в расчетном центре у меня внезапно отказались принимать показания. Пришлось ходить по нескольким инстанциям, но тщетно.

«Голос…» выяснил, что ИРЦ по-прежнему принимает показания по тепловым счетчикам. Это подтвердили и другие жители дома. Валентина Анатольевна снова отправилась в офис.
— Там мне опять заявили, что они теперь не принимают показания теплосчетчиков, — рассказывает женщина. — Тогда я предложила прямо оттуда позвонить в редакцию газеты. Однако менеджер позвонила куда-то в другое место, поговорила и после этого сказала, что так и быть, показания у меня примет. Не знаю теперь, что будет через месяц…

Горячая вода 28 градусов

Вторая проблема с тепловой энергией — это подогрев воды. Жалобы горожан на то, что вода либо низкой температуры, либо долго приходится сливать прохладную воду, чтобы дождаться горячей, не прекращаются. В большинстве случаев это также проблемы работы внутридомовых систем, за которые отвечает управляющая компания. И с этим явлением тоже, оказывается, можно бороться.

— Я живу в доме № 49 на улице Набережной только три года, но проблемы с температурой воды в какой-то момент меня окончательно достали, — рассказывает Оксана Илюшенко. — У меня маленький ребенок, а потому температура воды особенно важна. Я сначала просто звонила в нашу управляющую компанию, после чего вода становилась горячей. Конечно, не положенные 60 градусов, но мыться было можно. Однако к концу 2018 года терпеть эти перебои окончательно надоело. Я попыталась вызывать специалиста УК, чтобы он зафиксировал нарушение. Хорошо, что я почти весь день дома сейчас, а потому есть время этим всерьез заняться. Мои просьбы долго игнорировали под разными, в основном нелепыми, предлогами. Пришлось конкретно «сесть на телефон» в намерении дойти до директора. Добилась-таки своего. Пришел сотрудник УК и составил акт о том, что температура воды была всего 28 градусов. Там же указали, что такая вода течет уже неделю. Отнесла этот акт и заявление в УК, и мне сделали перерасчет! Вернули за эту неделю 165 рублей. То есть потраченную воду мне посчитали как холодную. Я уже многим соседям сказала, что так надо делать. Не знаю, может быть, по этому акту и всем другим могли бы сделать перерасчет? Понятно же, что вода такая была у всех, а не только у меня. Если снова придется вызывать специалиста по этой проблеме, то сама проведу его по всем квартирам и составим акты. Не хочу, чтобы кто-то наживался за наш счет, когда мы мучаемся без горячей воды. А еще лучше, если бы была возможность установить общедомовой прибор учета расхода горячей воды с датчиком температуры. Правда, не знаю, возможно ли такое у нас.

Владимир Сентябрев, газета «Голос Череповца»