Череповчане обнаружили, что с их пенсионных счетов пропали деньги

По всей России работающие граждане обнаруживают «недостачу» сведений (о стаже, отчислениях) на своих пенсионных счетах. Как правило, ошибку исправляют вскоре после обращения, но ведь чтобы обратиться, надо сначала узнать, а многие этого не делают.

Ждите ответа

Трудовой стаж Елены Крюковой 30 лет. Она постоянно делает запросы о состоянии своего индивидуального (персонифицированного) лицевого счета в Пенсионный фонд.

— 29 ноября я обнаружила, что сумма начисленных страховых взносов за 2017 год не соответствует той, которая должна быть. Я стала интересоваться, как такое возможно. Узнала, что «произошел какой-то технический сбой», эту тему активно обсуждали в соцсетях.

Пример такого сбоя: сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателем за 2017 год, составляет 37 069,80 руб-ля; при этом сумма отчислений в ПФР должна быть 5 920 рублей (то есть 16 %), но в сведениях указана сумма 1 188,77 рубля.
Елена Дмитриевна подготовила запрос (обращение), но не смогла отправить — очевидно, из-за очередного технического сбоя на сайте (надо отметить, что у абсолютного большинства таких проблем не возникало, запросы отправлялись успешно). Но когда она сделала следующий запрос (11 января), все данные уже были верными.

Ксения Васильева (имя изменено) — учитель начальных классов с 27-летним стажем работы. Свой пенсионный счет она решила проверить, когда тема стала активно обсуждаться, как раз пришел профсоюзный бюллетень с пошаговыми инструкциями. Педагога ожидал неприятный сюрприз.

— Оказалось, что у меня не начислена одна сумма за 2015 год (не весь), одна за 2016-й и одна за 2018-й. А ведь от суммы страховых взносов зависит начисление индивидуального пенсионного коэффициента (баллов): если сумма меньше, то и коэффициент, соответственно, меньше. Я посчитала, получилось, что мне начислили в общей сложности на 2 600 рублей меньше, чем должны были. Примерно неделю назад я написала обращение-жалобу в Пенсионный фонд, мне пришло сообщение: обращение зарегистрировано, ждите ответа в течение 30 дней. Пока жду.

Повод задать вопросы

Наталия Кукушкина, председатель профсоюза работников образования города Череповца, тоже столкнулась с проблемой «исчезновения», и лично, и как руководитель — многие члены профсоюза обращались к ней за помощью из-за пропажи стажа/отчислений от работодателя/пенсионных баллов.

— В ноябре выяснилось, что у меня меньше пенсионных баллов, чем должно быть. Очень многие люди обращаются в профсоюз по пенсионным вопросам, и когда мы поняли, что происходящее — не единичные случаи, я подготовила тематический профсоюзный бюллетень, а затем опубликовала в соцсети материал (с описанием ситуации, рекомендацией проверить свои счета и инструкциями к дальнейшим действиям — прим. авт.) плюс рассказала об этом всем друзьям и знакомым. Люди стали писать мне. Я сбилась со счета. У кого-то данные исправляли еще до того, как они успевали подать обращение в Пенсионный фонд, у кого-то — после. Первая такая волна «пропаж» была осенью 2018 года, сейчас — второй всплеск. У меня тоже исчезло два года — 2017-й и 2018-й, притом что я лично подписывала подготовленные бухгалтером документы для отчислений в Пенсионный фонд.

Наталия Валентиновна советует всем работающим гражданам регулярно проверять свои пенсионные счета, хотя бы для собственного спокойствия. Ведь неприятности могут возникнуть не только с нынешней волной «пропаж»; например, может попасться недобросовестный работодатель, не делающий положенных взносов.
Данные на индивидуальном счете отражаются поквартально. Скажем, данные за первый квартал текущего года появятся на счете в мае — через месяц после отчетного квартала.

— Если вы обнаружите несоответствие данных по заработной плате, которые отражены на вашем счете, то это повод задать работодателю вопросы. Вообще, я рекомендую по окончании каждого календарного года брать у работодателя две справки: справку по форме 2-НДФЛ и справку о перечисленных работодателем взносах в ПФР.

Что делать

Итак, прежде всего нужно проверить состояние своего индивидуального лицевого счета. Наиболее просто и быстро это делается в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда РФ. Если вы зарегистрированы на Едином портале государственных услуг, кабинет уже сформирован автоматически, зайти в него можно либо через сайт ЕПГУ, либо через сайт Пенсионного фонда (знающие люди говорят, что второе проще). Если вы не владеете Интернетом или по какой-либо причине не хотите регистрироваться, нужно обратиться за выпиской в управление Пенсионного фонда по месту жительства; этим занимается клиентская служба, нужно будет предъявить паспорт и СНИЛС.

— В 2019 году сбой с «пропажей» данных был два раза, — рассказывает Алла Староверова, заместитель начальника управления Пенсионного фонда РФ в Череповце (межрайонного). — Первый длился несколько дней, второй произошел буквально вчера (31 января — прим. авт.). Это проблема не только Череповца или Вологодской области, жалобы есть по всей стране. Если наши страхователи предоставляют отчетность в Пенсионный фонд (данные о стаже, о налоговых платежах и так далее), информация никуда не исчезает, она остается в федеральной базе Пенсионного фонда. Но из-за того, что на сайте ПФР сейчас проводятся технические работы, часть информации из нашей базы не отображается в личных кабинетах, подчеркиваю: не «теряется», а «не отображается».

Алла Староверова рассказала, что буквально накануне к ней на прием пришла женщина за выпиской и пожаловалась: «У меня пропали 2017 — 2018 годы». Зайдя во внутреннюю базу Пенсионного фонда, Алла Евгеньевна показала посетительнице, что стаж никуда не пропал, данные на месте, и добавила: «Возможно, уже через полчаса у вас все данные в личном кабинете будут на месте». Так и случилось.

— Верно ли я поняла, что «пропадают» данные только за 2017 — 2018 годы, с другими годами все в порядке?
— Как правило, да, по крайней мере, если судить по обращениям к нам (с начала года только мне по этому вопросу звонили человек пять, а лично приходили десять).
— Если человек обнаружил на своем счете «пропажу», для начала стоит подождать день-два, а потом проверить еще раз?
— Если речь о 2017 — 2018 годах, то да. Если пропали более ранние данные, то это уже нетипично для нынешних сбоев и лучше обращаться сразу.

Если у вас возникли вопросы по поводу исчезновения данных на индивидуальном лицевом счете ПФР, для начала можно позвонить в управление Пенсионного фонда: 51-26-05, 51-26-70 (в будни с 8.00 до 17.15, в пятницу до 16.00, перерыв с 12.30 до 13.30). Еще проще направить обращение в ПФР через тот же личный кабинет, это делается в свободной форме.
Добавим, что жалобы о пропавшем стаже действительно поступают в Пенсионный фонд РФ из разных уголков страны. Пресс-служба объясняет это техническим сбоем, но более подробных комментариев не дает.

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»

Сегодня, 13:02
В Вологде стартовало онлайн-голосование за участников конкурса «Мы выбираем, нас выбирают»
Участниками голосования стали более 130 компаний Вологды, претендующих на победу в 24 номинациях.