1 февраля 2019

Медвежья услуга связи: попробуй откажись

Ольга Борисовна рассказала «Речи», что в отношениях со своим оператором связи (Интернет) ей все время приходится быть начеку. Платные услуги подключают без ее ведома, а отключить их бывает непросто. Как защитить свои права потребителя?

Не хочется платить за ненужное

Сегодня почти у всех есть компьютер с Интернетом, сотовая связь, у многих — и стационарный телефон. И за все это приходится платить. Причем нередко мы переплачиваем, поскольку не вполне грамотно выстраиваем взаимоотношения с поставщиком услуг. Расскажем несколько таких историй.

— Года два я платила за стационарный телефон, который оставила «на всякий случай». И как только наступал момент, когда я понимала: плачу, но не пользуюсь, надо бы отключить, — оператор связи уговаривал меня оставить его еще на какое-то время, — рассказывает «Речи» Ольга Борисовна. — От стационарного телефона я все-таки отказалась. Другая ситуация. Купила компьютер, решила подключить Интернет. Мастер пришел по заявке мгновенно, в удобные для меня часы, подключил модем. Плачу по тарифу, который себе выбрала. Вроде все хорошо. И вдруг замечаю, что плачу намного больше. Сначала на 20 рублей в месяц, потом еще на 30 рублей. Стала выяснять почему. Долго не могла дозвониться по федеральному номеру: линия перегружена. Наконец после нескольких консультаций с сотрудниками оператора до меня дошло. Во-первых, я два года платила по 20 рублей в месяц за аренду модема. А могла бы его выкупить. Так какая-то закавыка была в договоре: модем можно было выкупить по истечении то ли двух, то ли трех месяцев. Естественно, это у меня вылетело из головы. Во-вторых, автоматически подключалась платная услуга по увеличению скорости Интернета: 30 рублей в месяц. А эта услуга мне не пришей кобыле хвост. И в-третьих, мой тариф вырос на 30 рублей с 1 января 2019 года. В общем, мне пришлось понервничать и побегать, чтобы отключить лишние платные услуги, выкупить модем — сделать это можно было только в центральном офисе, где я просидела в очереди три часа.

Еще одна история.

— Сын уехал в другой город, продал квартиру. Вернуть оборудование оператору связи — роутер — не успел. Поручил мне. Сказал, что до Нового года мне позвонит оператор связи и пришлет мастера, который заберет это оборудование, — рассказывает Лилия Васильевна. — Перед Новым годом много было дел, я закрутилась. А в январе пришло письмо от оператора — уведомление о необходимости возврата оборудования. Заявку на возврат приняли, но сидеть дома нужно было с 9.00 до 17.00. Это целый рабочий день и, между прочим, деньги.

А вот рассказ о том, как легко работает крючок под названием «бесплатная услуга».

— Мне пришло СМС-сообщение, как подключить бесплатную услугу — Интернет на семь дней. Нужно было только набрать комбинацию цифр, что я и сделала, — рассказывает Виктория Сергеевна. — И о чем искренне пожалела, когда захотела отключить эту услугу через семь дней. Оператор подробно объяснял, как подключить услугу, а вот как ее отключить — ни слова. И деньги стали улетать уже за платный Интернет. Пришлось потратить немало сил и времени, чтобы отключить услугу, которую я так легко подключила.

Будьте бдительны

Все наши собеседники проявили некоторую наивность как потребители — и попросили нас объяснить, как грамотно защищать свои права.

Комментирует Павел Климшин, главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора:

— По вопросу оплаты услуг связи, которыми не пользуетесь, разъясняю, что если договором установлена абонентская плата, например, 200 рублей в месяц, то, даже если вы не пользуетесь телефоном, оператор связи вправе выставить вам счет. Напоминаю, что потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи в любое время. Для этого рекомендую обратиться в офис оператора связи с письменным заявлением, а также отправить его по почте на юридический адрес оператора связи, при этом один экземпляр заявления оставить у себя. Законодательством преду-смотрено право оператора связи изменять тарифы в одностороннем порядке с предоставлением информации об этом на сайте в Интернете не менее чем за 10 дней, при оказании услуг подвижной связи — с дополнительным уведомлением путем направления короткого текстового сообщения. Перед заключением договора об оказании услуг связи с целью правильного выбора услуг рекомендую ознакомиться с правилами оказания услуг связи оператора связи — обычно это приложение к договору. Внимательно прочитать условия договора, касающиеся абонентского оборудования (аренда, покупка).

Татьяна Ковачева