30 января 2019

Когда на берегу Шексны забьют первую сваю?

В понедельник, 28 января, закончился срок подачи заявок на тендер на выполнение строительно-монтажных работ по мостовому переходу через реку Шексну в створе ул. Архангельской. 1 февраля конкурсная комиссия рассмотрит предложения и выберет победителя. Мы изучили техническую документацию по будущему объекту, посетили улочки, участки на которых будут изъяты под строительство, и побеседовали с компанией, имеющей отношение к возведению большинства череповецких мостов, — чтобы рассказать, как город готовится к самой масштабной стройке со времен Советского Союза.

Шире и выше Октябрьского

Первый этап строительства, заключающийся в реконструкции улицы Архангельской, запущен минувшим летом. А победитель вышеуказанного тендера станет генеральным подрядчиком для выполнения второго, третьего и четвертого этапа строительства непосредственно моста и автодороги, которая выйдет на трассу Череповец — Сергиев Посад неподалеку от поворота на д. Городище.

На пресс-конференции, приуроченной к празднованию Дня печати, губернатору Вологодской области Олегу Кувшинникову был задан вопрос о сроках строительства моста.

— В феврале будет заключен контракт с государством на 16,5 млрд рублей на строительство моста. Мост — проект всей моей профессиональной карьеры, — сказал глава региона. — Когда я стал мэром Череповца, понял, что город задохнется без второго моста. Сразу за счет средств городского бюджета мы начали проектные разработки. Я лично занимаюсь этим мостом уже 12 лет. Обещал череповчанам его построить — значит, построю, как бы ни было тяжело. Если федерация не поможет — построим мост за счет средств областного бюджета. 550 миллионов выделены еще в 2016 году, все сети на улице Архангельской вынесены, шестиполосная дорога, которая упрется в будущий мост, будет построена к концу этого года. До сентября будут отсыпаны подходы со стороны улицы Архангельской и со стороны Зашекснинского района. Если Бог даст, в следующем году начнем бить первые сваи.

Долгожданный мост будет длиной почти 1,5 км, а протяженность подходов со стороны Зашекснинского района — почти 9 км.

— Объем средств колоссальный, — говорит Олег Кувшинников, — это самый крупный и важный проект Вологодской области со времен Советского Союза.

По словам губернатора, договоренность о федеральной поддержке уже достигнута и переговоры продолжаются. Первые 400 млн рублей поступят в 2019 году, еще 2,5 млрд рублей из федерального бюджета запланированы на 2020 год. Но этого недостаточно, стоимость нового моста — порядка 16,5 млрд рублей. Предполагаемый срок сдачи в эксплуатацию — ноябрь 2025 года.

Как следует из опубликованной в открытом доступе документации об электронном аукционе, расчетная скорость движения по мосту, то есть предельная безопасная скорость движения легкового автомобиля на сухом покрытии при достаточном расстоянии видимости, будет равна 100 км/ч. Мост будет иметь три полосы движения в каждую сторону. Ширина тротуаров, отделенных от проезжей части металлическим ограждением, — 1,5 и 2 метра (для сравнения: на Октябрьском мосту — 2,45 м по обе стороны). Ширина моста будет составлять 30,62 м (Октябрьского — 26,4). Опираться вантовый мост будет на два Н-образных железобетонных монолитных пилона высотой 119 метров (высота А-образного пилона Октябрьского моста — 83,5 м). Вантовая система протянется над русловой частью реки с судоходным фарватером, а эстакадная часть моста покроет надпойменные участки и подходы.

Завершенное сооружение будет иметь 3 кольцевые транспортные развязки, 4 примыкания и съезда. Кроме того, как следует из документации, появятся аж 15 автобусных остановок.

«В «скворечник» не поеду»

Мы посетили район, где некоторые участки с домами подпадают под программу изъятия. На улице Биржевой в глаза сразу бросается запорошенный снегом аншлаг. Взобравшись на сугроб, читаем. Объявление оказалось сообщением департамента имущественных отношений области о планируемом изъятии земельных участков. Мимо нас проходит женщина с ведром. Говорить она отказалась, ссылаясь на занятость, но посоветовала поговорить с ее мужем в доме неподалеку.

— Участок, на котором расположен наш с женой дом, как нам известно, пока в программу изъятия не попадает. К возможному переезду я отношусь отрицательно: у нас здесь земля, огород, все обжито и благоустроено. Естественно, не хочется уезжать. Если придется — будем строиться где-то в другом месте, на полученные в качестве компенсации деньги.

Свой участок на улице Командарма Белова мужчина приобрел в 2000 году. О потенциальном переезде в квартиру мужчина и слышать не желает:

— Нет, нет. Не хочу «скворечник». Только свой дом и земля.

В соседнем уютном домике со стеклопакетами и сплошным забором на звонки журналистов в дверь жильцы не реагировали, хотя любопытное движение занавесок наблюдалось. Этот участок также пока под программу изъятия не попадает.

А вот следующие два участка будут изъяты. Дом со следами пожара выглядит брошенным, внутри и снаружи явные следы мародерства: валяются предметы быта и одежда. По словам прохожего, раньше здесь жили цыгане. Соседний дом — каменный, явно жилой, со следами недавнего празднования Нового года — игрушечным Дедом Морозом на подоконнике. Но на продолжительный стук в калитку нам также не открыли.

Во 2-м Биржевом переулке возле одного из домов припаркован автомобиль. Открывший нам калитку мужчина по имени Сергей рассказал, что ему вследствие строительства моста вскоре предстоит переезжать, но вот куда ехать — он не знает.

— Участок был оценен, теперь нам предлагают деньги — 1,3 миллиона рублей на четырех собственников, которые в этом доме проживают, — говорит он. — Причем сумму не каждому, а на всех, а ведь у каждого собственника своя семья, всего нас в доме восемь человек. Мы, естественно, с таким развитием событий не согласны.

— А вам бы чего хотелось, — спрашиваем, — взамен вашего дома и участка?

— Каждой семье по квартире. Специалистам нужно прийти и оценить условия нашего проживания.

В этом доме Сергей родился, и вот уже почти 50 лет он живет здесь.

— Месяца два назад нас приглашали в мэрию, где рассказали о планах, — неспешно покуривает собеседник. — Мы расписались об ознакомлении. Потом ходили к адвокату, написали письмо в Вологду, ждем ответа. Мы согласны с тем, что мост должен быть и нужно переезжать, но нам-то куда деться? На улицу, что ли, идти? У соседа, — кивает на дом справа, — такая же история. Они судятся.

С соседом поговорить не удалось — он, как выяснилось, плохо ходит и сейчас дома один, поэтому дверь он нам не открыл.

В крайних домах по второму и первому Биржевому проезду, явно жилых, достучаться до жильцов, несмотря на клубящийся кое-где из труб дымок, не удалось. Несколько горожан, выгуливавших собак среди одноэтажных домиков, на вопрос о месте жительства кивали на кирпичные высотки на ул. Архангельской.

«Все идет по плану»

А рядом, на аллее на ул. Архангельской, вовсю идут подготовительные строительные работы. Два Андрея активно машут лопатами.

— Восстанавливаем старые колодцы, меняем люки — они были поломаны. Выкапываем старые, ставим новые, — наперебой рассказывают рабочие. — Пока ведутся работы, укладываем на открытые колодцы доски, чтоб никто не провалился. Работа тяжелая — детали весят по 50 кг, но благо есть техника.

Оба рабочих приехали трудиться в Череповец из Кадуя. Работу, которой они очень рады, нашли через знакомых. Увидев незнакомцев на стройплощадке, к нам заспешил мужчина в белой каске.

— Занимаемся подготовкой к первому этапу строительства мостового перехода через реку Шексну, — поясняет Евгений Низовцев, мастер строительно-монтажных работ компании-подрядчика — вологодской организации «Спецмонтажстрой». — Так как расширение дороги будет проходить к середине аллеи, все существующие коммуникации переносятся. В данный момент мы как раз заняты подготовкой к расширению — перекладкой ливневой и бытовой канализации, будем размещать ее на большую глубину. Начали работу 16 июня 2018 года. Когда закончим здесь, поедем работать на другой берег, будем строить коммуникации со стороны Зашекснинского района.

По словам мастера, работы идут по плану, никаких трудностей не возникает.

Мозгов и рук хватает

Всего в реестре мостовых сооружений Череповца числится 9 мостов и путепроводов. Практически к каждому из них имеет отношение вологодская компания ООО «Мостоотряд № 61» либо в нынешней ипостаси, либо благодаря труду ее предшественников —
советских бригад мостопоезда-809 и мостоотряда-61.

— Свою славную историю мы отсчитываем с 1946 года, когда был образован мостопоезд-809, — рассказывает Виктор Вахрушев, главный специалист ООО «Мостоотряд № 61». — Организовался он на основе мостобазы, военного подразделения, которое с 1942 года занималось восстановлением мостов во время и после войны. Мы, можно сказать, приехали из Беларуси, и если в советское время в мостопоезде работали и белорусы, и украинцы, и русские, то, когда мы начали работу на Вологодчине, основой рабочей силы стали местные кадры со всей области.

Самым главным произведением в 73-летней истории компании и ее предшественников главный специалист вологодского мостоотряда считает Октябрьский мост. Помимо него в советское время их силами было построено множество объектов на Череповецком металлургическом заводе.

— Все мосты через реку Шексну, включая Октябрьский, и вообще все серьезные мостовые сооружения в области построены нашими руками — в Нюксенице, Тотьме, Великом Устюге, Соколе… — говорит Виктор Борисович.

В минувшем году компания провела капитальный ремонт Северного моста и вела работы на мосту через реку Пельшму под Тотьмой. А вот в тендере на строительство нового моста в Череповце компания не принимала участие.

— На таком объекте очень серьезные объемы работ, которые необходимо обеспечивать наличием внутренних ресурсов генерального подрядчика, — констатирует Вахрушев. — Мы, к сожалению, пока таковыми не располагаем, хотя еще лет пять назад я занимался проектированием этого моста. Поэтому непосредственного участия в тендере мы принимать не будем, но надеемся, что генподрядчик будет привлекать нас на какие-то локальные работы, потому что у нас есть главное — мозги и руки.

Александр Паутов, газета «Голос Череповца»

23 марта 2019, 13:40
Третий отдел полиции построят в Зашекснинском районе Череповца
Собственный отдел в ЗШК позволит сократить время реагирования следственно-оперативных групп при выездах на место происшествия.
20 марта 2019
Суд приостановил требование о сносе череповецких дач
Исполнение требований приставов о сносе дачных домов в Череповце удалось приостановить в судебном порядке