30 января 2019

Как дилетанту удалось музей ограбить

В минувшие выходные в России почти повторился сюжет советской комедии «Старики-разбойники». Оказалось, что похитить из строго охраняемого, как казалось, музея бесценное полотно может даже дилетант, что ставит вопрос о безопасности фондов.

В рязановском фильме старики-разбойники были вынуждены вернуть в музей украденную среди бела дня картину Рембрандта, поскольку ее в итоге никто не хватился. Но счастливый конец в истории о похищении из Третьяковской галереи картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» мог бы быть и не таким счастливым.

Сегодня уже известно, что задержанный по горячим следам подозреваемый Денис Чуприков, 32-летний сварщик и слесарь по образованию, по его словам, украл картину, чтобы продать и рассчитаться с долгами. И только очень плохая подготовка к преступлению привела к его поимке.

Во-первых, он даже не пытался спрятать лицо от видеокамер во время кражи. Во-вторых, оставил свои отпечатки. В-третьих, эти отпечатки имелись в базе полиции, поскольку ранее Чуприков задерживался за хранение наркотиков. В-четвертых, по записям с наружных камер видеонаблюдения правоохранители выяснили, в какую машину он сел, и пробили номера по базе.

Как пишет «Коммерсантъ», оказалось, что авто было зарегистрировано на ООО «Мегаполис», гендиректором которого значится все тот же Денис Чуприков. Уже утром в понедельник по телефонным соединениям полицейские установили, что тот находится в подмосковном поселке Заречье (Одинцовский район). Там в съемной квартире его и задержали, после чего Чуприков рассказал, где спрятал полотно. Картина не пострадала.

Возникает резонный вопрос: если бы похититель действовал более профессионально (прятал лицо от камер, надел бы перчатки, уехал бы на чужой машине и т. д.), смогли бы сыщики оперативно выйти на его след? Ведь даже Чуприкову удалось, в конце концов, беспрепятственно вынести картину из музея. Как сообщают «Известия», похищение полотна Куинджи показало, что музеям нужно перестать гнаться за посещаемостью, а сосредоточиться на своей главной задаче — сохранении коллекций и безопасности фондов. Опрошенные изданием эксперты уверены, что охрана этих учреждений должна быть существенно улучшена.

Андрей Савин