23 января 2019

Помывка в бане — 2 часа

«Я 40 с лишним лет отпахала без сучка и задоринки. Из них 23 года отдала работе в бюро пропусков службы безопасности металлургического завода. У меня руки искривлены оттого, что годами каллиграфическим почерком кропотливо оформляла людям документы. Полная книжка благодарностей. А теперь мне, значит, в бане два часа — и выметайся?!» — таинственно начинает разговор пенсионерка с журналистом «Голоса Череповца».

Баня парит, баня правит

В редакцию обратилась ветеран труда Валентина Куделина. Ей не нравится положение дел в ее любимой бане. В помывочное заведение на улице Милютина женщина ходит с 80-х, с того времени как переехала в Череповец.

— С некоторых пор нас стали притеснять и подгонять, — говорит Валентина Леонидовна. — Якобы есть какой-то приказ от 80-го года прошлого столетия, согласно которому помывка не может длиться более двух часов.

После новогодних праздников, 10 января, пенсионерка по традиции направилась в баню.

— Когда я помылась и стала одеваться, служительница бани мне вдруг и говорит: «Вы просрочили 25 минут». И чего страшного или незаконного случилось? Я купила билет за 215 рублей и имею право мыться столько, сколько потребуется. Подходит еще одна дама и говорит, чтобы я доплатила в кассу Тамаре-кассирше. Я платить отказалась. Во-первых, я не настолько богатый человек, чтобы платить не пойми за что, во-вторых, я ничего не нарушала. Да ладно бы очередь стояла, но баня полупустая!

Валентина Леонидовна попросила показать приказ, на основании которого с нее требуют доплаты.

— Где написано, что помывка строго два часа и затем выметайся? А они мне: «Ой, есть, сейчас найдем и покажем». Но так и не нашли.

Причина длительной задержки в бане, как следует из слов пенсионерки, — альтруизм.

— Я вымыла одну старенькую бабушку, потом хорошенько напарила свою приятельницу — время ушло. А на себя? Когда же помыться? А я, между прочим, тоже немолодая уже, у меня проблемы со спиной. Только на раздевание-одевание уходит куча времени.

За соблюдением режима в бане ведется строгий контроль.

— Каждого посетителя они «переписывают»: ставят время прихода, номер шкафчика и следят за временем пребывания. Это тотальный контроль за нами, только видеокамер не хватает. И люди в спешке не успевают намыться — выбегают. Так и подбивало меня выпалить: «Да распишите тогда поминутно, сколько нам мыть голову, левую руку, правую руку и остальное!» Вся эта ситуация просто смешна, но настроение из-за нее падает, а давление, наоборот, поднимается. А баня должна нести людям не нервы, а оздоровление и удовольствие. Как в старину говорили, баня парит, баня правит, баня все в тебе поправит.

«СанПиН не соблюдаются»

Далее в разговор вступил муж собеседницы, Василий Харитонович, абсолютно солидарный с супругой по «банной» проблеме. Он также еженедельный гость заведения и считает требования банщиков необоснованными.

— Почему я должен переплачивать? Причем одна из кассирш требует деньги в грубой форме, криком, — говорит он. — В качестве обоснования своего требования руководство бани апеллирует к выдержкам из старого приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства времен СССР, которого, само собой, уже не существует. Но суть не в этом, самое главное, что норматив проводимого в бане времени в этих документах также не установлен.

Кроме того, мужчина обратил внимание на другие проблемы:

— Есть нормативы СанПиН, регламентирующие работу общественных бань. Там, к слову, тоже нет указаний на предельное время помывки. Но зато есть требования к состоянию бани. От себя добавлю, что баня на улице Милютина, 1, в целом в нормальном состоянии, но некоторые требования СанПиН не соблюдаются. Первое: должно быть два тазика на одно помывочное место, это не соблюдается. Второе: всего три ведра для отмачивания веников, притом что помывочных мест порядка 50. Третье: должна быть одна душевая кабинка на восемь человек, а их всего две. Кроме того, вызывает вопросы состояние шкафчиков. Согласно требованиям, поверхность должна быть гладкой, водоневосприимчивой и устойчивой к моющим средствам. На некоторых шкафчиках покрытие отслоилось. И последнее, не менее важное: все работники бани должны иметь санитарные книжки, я не утверждаю, но грешным делом сомневаюсь, что это так.

И мы пошли в баню

Ту самую, любимую баню супружеской четы Куделиных. Заведение, как и положено, встретило нас бодрым запахом березовых веничков. Завистливо посмотрев на размеренно беседующих распаренных посетителей в полотенцах, мы отправились искать начальство. На прейскуранте в вестибюле большими буквами написано, что помывка ограничена двумя или тремя часами в зависимости от стоимости билета.
Заведующая баней Наталья Козлова отметила, что ограничение времени установлено в рамках приказа Минжилкомхоза РСФСР № 346 от 27 июня 1980 года.

— Не понимаю таких претензий, — говорит Наталья Алексеевна, выслушав от нас возмущения пенсионеров. — Услуга не может быть бесконечной. Вообще, в соответствии с этим приказом, который никем не отменен, помывка должна ограничиваться полутора часами, а у нас к этому времени добавлено еще полчаса. Кроме того, до всех рабочих доведено: ни в коем случае не торопить пенсионеров, а если пожилому нужна какая-то помощь — одеться, подняться — оказать ее.

Как рассказывает заведующая, сейчас очередей в баню почти нет. Но не потому, что спроса нет, а потому, что время ограничено.

— Бывало раньше: один человек в очереди ждет, пока другой четвертый час сидит в бане, разговаривает со случайным знакомым или еду разложил и обедает. Сейчас такого нет.

По поводу соблюдения санитарных правил и норм заведующая говорила открыто. Обвинения в нехватке тазиков вызвали у нее улыбку.

— Кому не хватило тазов? У нас полный комплект, просто не все они выставлены, потому что не каждый ими пользуется. Если следовать правилам, придется зря загромождать ими пространство и мешать людям. Кому нужно — обращается с просьбой к сотрудникам и получает два таза, как положено.

С тазами, заметила заведующая, есть другая проблема, вызывающая возмущение.

— На каждый из 96 тазов должна быть нанесена маркировка. Но из-за ежедневной обработки инвентаря моющими средствами хватает ее ненадолго. Раз в неделю приходится обновлять. Да, не всегда успеваем. Некоторых посетителей это возмущает.

По поводу нехватки кабинок заведующая развела руками.

— Зданию бани скоро исполнится 80 лет. Перестроить его нельзя, увеличить количество кабинок — тоже: их просто негде размещать. Все, что можно сделать для соответствия требованиям норм и правил, — снизить в три раза количество помывочных мест.

А вот проблему износа шкафчиков Наталья Алексеевна подтвердила.

— Конечно, не все идеально, но мы стараемся. Есть планы заменить мебель, но мы ограничены в средствах, поэтому есть более приоритетные вещи для замены и ремонта. Например, крыша.

В ответ на озвученные Василием Харитоновичем сомнения в том, что все сотрудники бани имеют санитарные книжки, заведующая достала из стола огромный пакет с документами и молча протянула нам. Мы посмотрели и так же молча вернули документы обратно.

— Посетители разные бывают, — провожая нас, рассказывает заведующая. — Один мужчина как-то устроил просто грандиозный скандал. По его словам, ему не хватало освещения в туалете. На мой аккуратный вопрос, а что он там делал, ответил: «Брился я». А стричь волосы, ногти и бриться в общественной бане категорически запрещено. Вот и судите сами.

Александр Паутов, газета «Голос Череповца»