Как перестать быть ворчуном

«У меня брат ворчун. Я ему про хорошее: снег выпал, купила красивую скатерть, сын встал на коньки. А он мне: снег — на дорогах каша, скатерть — пустая трата денег и т. д. Можно ли научиться видеть хорошее?» — спрашивает читательница Дарья.

Отвечает Галина Митина, специалист «Службы оперативной помощи» программы «Дорога к дому»:

— В психологии это называется рефрейминг. Рефрейминг — метафорический метод «помещение картины в новую рамку», разработанный Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером.

Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение — как чрезмерные усилия, которые можно было бы приложить к тому, чтобы больше заработать сейчас; общение со «сложным» человеком — как очередную нервотрепку. Однако на все это можно и нужно смотреть по-другому.

Давайте вспомним два понятия — «разведчик» и «шпион». Со словом «разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый» — в общем, «наш». А шпион — подлый, гнусный, хитрый, вынюхивающий враг. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что и шпион, и разведчик занимаются сбором информации, часто делая это в тылу врага. Так в чем же разница? В восприятии.

Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет сменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Термин происходит от слова frame — «рамка» (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами.

Найти в ситуации другую сторону, позитивную. Например, проходя тренинг в те дни, когда можно было бы зарабатывать, люди думают: «Вместо того чтобы зарабатывать деньги, мы сейчас тратим время на обучение». Рефрейминг: «То, чему мы научимся, позволит нам в дальнейшем больше зарабатывать». Другой пример: «Сейчас мы внедряем новые технологии, и это требует много времени». Рефрейминг: «Мы сейчас обеспечиваем себе большой временной выигрыш на будущее».

Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз «зато». Совершил ошибку — зато теперь точно знаешь, чего не стоит делать в будущем. Сейчас очень напряженная работа — зато она позволит выполнить план. Неприятный в общении человек — зато умный, у него многому можно научиться.

Еще один способ — постановка негатива в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения. Действительно, много работы, но у Васи работы еще больше. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни — два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас.

Рефрейминг хорошо помогает и в личной жизни. Например, когда ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно еще и чувство коллективизма и готовность к рискам.

Рефрейминг предлагает искать обратную сторону практически во всем. Так, большая загрузка на работе обращается в получение нового опыта, рост вашей ценности и увеличение доходов. Необходимость обучать сотрудников имеет положительную сторону — после повышения квалификации они принесут больше прибыли. Частые командировки позволят установить новые контакты, внесут в жизнь разнообразие и не дадут утонуть в домашней рутине. Отсутствие карьерного роста означает свободу от увеличения ответственности и необходимости решения конфликтных ситуаций.

Итак, взглянув на ситуацию по-другому, в ней можно увидеть иные грани, и тогда проблема может превратиться в мелочь или в творческую задачу и новые возможности.

Наверное, каждый решает для себя, как относиться к жизни. Есть такое изречение: «Жизнь — это трагедия для тех, кто чувствует, и комедия для тех, кто думает». Можно и так посмотреть на неприятную ситуацию, которых в жизни бывает немало. В любом случае лучше искать положительные решения задач, или, как говорят, превращать минусы в плюсы. Как и найти повод улыбнуться.

P. S. Анекдот про рефрейминг. Жили-были два брата-близнеца. Один был неисправимый оптимист, а другой — неисправимый пессимист. Родители решили уравновесить их восприятие мира: одному на Рождество поставили под елочку роскошную игрушечную лошадку, а другому — положили кучку навоза. И вот настало утро. Пессимист находит свою лошадку и говорит: «Ну вот, опять ненастоящая...» Оптимист: «А ко мне настоящая прибегала! Только погулять убежала!»

Подготовила Татьяна Ковачева