19 декабря 2018

Телефон со скидкой обошелся дороже

Ольга Сергеевна решила купить телефон. Для себя, с минимальным набором функций. Рассчитывала потратить 15 тысяч рублей. Надеялась на скидки: в преддверии Нового года магазины часто их предлагают. Но телефон обошелся ей дороже. Почему?

«Волшебные» слова

В магазине череповчанке действительно предоставили скидку — 2 тысячи рублей, что женщину обрадовало. А дальше обходительный продавец предложил ряд сопутствующих товаров и услуг, от которых она не смогла отказаться. Комплексная защита (позже оказалось, что это страховка), дополнительная карта памяти, чехол, защитное стекло... А в подарок — сим-карта. Когда Ольга Сергеевна пришла домой и посмотрела чек, в нем значилось 18 тысяч рублей. При этом горожанка получила ряд совершенно ненужных товаров и услуг. Так, у нее оказалось аж пять сим-карт. В телефон помещается только две. Ольга Сергеевна возмутилась и решила отстаивать свои права в суде, но прежде обратилась за консультацией к специалистам по защите прав потребителей территориального отдела Роспотребнадзора. Что выяснилось?

— Ольга Сергеевна подписала все документы на приобретение этих товаров и услуг, — комментирует «Речи» Павел Климшин, главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора. — Ею подписан договор, чек, в котором указано, что претензий к магазину она не имеет и что вся информация о товаре и услугах была доведена до нее надлежащим образом.

По-человечески Ольгу Сергеевну понять можно. Предлагая ей услуги и товары, продавец часто употреблял слова: «скидка», «акция», «в подарок». И естественно, у нее сложилось впечатление, что она выгодно приобретает товар. Ольга Сергеевна утверждает, что ее ввели в заблуждение. Продавец же настаивает на том, что информация была доведена и все услуги оказаны с согласия покупателя. Причем правомерность действий продавца подтверждают документы. А у Ольги Сергеевны — слова. Примет ли суд их во внимание?

«Подпишите здесь, подпишите здесь...»

В аналогичную ситуацию попал Николай Ильич. Он купил телефон за 20 тысяч рублей. А в придачу — дополнительные товары и услуги на 10 тысяч. И только дома, когда он развернул чек в полметра длиной и стал его внимательно изучать, понял, что заплатил за то, о чем знать не знал. Просто ему дали кредитный договор, еще ряд бумаг и все время просили: «Подпишите здесь, подпишите здесь...» Он и подписал. В частности, подтвердил автографом тот факт, что ему была оказана услуга «консультация продавца» за 2 тысячи рублей. «Как это может быть?» — возмущается Николай Ильич.

— Очень просто, — объясняет Павел Климшин. — Довольно типичная ситуация. Человек купил телефон. Попросил продавца проверить его работоспособность (эту услугу продавец обязан оказать бесплатно: она возложена на него законодательством). Продавец вставляет сим-карту в телефон, проверяет его. А по факту взимает с потребителя деньги за оказание услуги «консультация продавца» либо за какой-нибудь «пакет услуг по настройке телефона».

За что еще заплатил Николай Ильич? За страхование жизни и здоровья. К слову, от страховки можно отказаться в течение 14 дней со дня оформления сделки, как объяснил Павел Климшин. А «подписался» на нее Николай Ильич, потому что в чеке значилась не страховка, а комплексная защита. Однако дополнительно был подписан страховой полис. Взял телефон с двумя сим-картами и карту памяти в придачу. После заключения договора выяснилось, что в телефон можно вставить либо две сим-карты либо одну карту памяти и одну «симку». Выходит, либо карта памяти, либо одна сим-карта будет лежать на полке.

Ну что тут посоветуешь? Только одно: внимательно читать договор перед тем, как его подписать. Если что-то настораживает — выдержите паузу, подумайте, посоветуйтесь. Доказать в суде свою правоту, когда есть подписи в документах, очень сложно.

Татьяна Ковачева