19 декабря 2018

Почему современным детям не дается биология?

Биология — наука интересная и важная, ее основы   нужно знать каждому человеку. И тем более выпускникам, которые выбрали для поступления медицинские вузы. В профильные 10 — 11-е классы направления «хим-био» конкурс немаленький. И число тех, кто выбирает биологию для сдачи ЕГЭ, ежегодно растет, как и число участников олимпиад по этому предмету. Но все же биология дается далеко не всем ученикам. В чем же трудность освоения этого предмета? Этот вопрос «Голос Череповца» задал Татьяне Ерыкаловой, учителю биологии школы № 29, руководителю методического совета учителей биологии г. Череповца. Татьяна Николаевна считает, что изучение ее предмета может быть сложно по ряду причин.

1. Большая научность

«То, что биология стала сложной именно с начала ее изучения, я думаю, веяния последнего времени, — говорит педагог. — Во-первых, раньше усвоение предмета было более доступно по возрастным показателям. Что это значит? А то, что ботаника (как часть предмета «Биология») начиналась в шестом классе, а теперь в пятом. И переход детей с начального образования сразу на предмет, в котором очень много научной, точной, терминологической информации, очень труден».

Кроме большой научности предмета есть, по мнению Татьяны Николаевны, еще одно осложняющее обстоятельство: информативная насыщенность огромного объема материала, выдаваемого вчерашним «четвероклашкам». И для его усвоения по новому ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) учащимся отведен всего один урок в неделю (хотя раньше было два).

— Уменьшение часов при огромном объеме материала я считаю одной из первых причин, вызывающих у детей трудности при изучении биологии, — говорит учитель. — Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, формирование интеллектуальных умений видеть проблему, ставить вопросы, проектировать и заниматься исследовательской работой, воспитывать экологическое сознание. Сделать это за один ученический час? Нереально… Я считаю, что учитель сегодня проводник-информатор, — констатирует Татьяна Николаевна. — Мы даем новый материал на каждом уроке, а как глубоко проникнуть в суть, сформировать, закрепить, заинтересовать? Урок структурируется так, чтобы дать самое основное, в ущерб занимательным и интересным фактам, на которых воспитывается уважение и интерес к этой науке.
 
2. Без чтения нет учения

Мало того что педагогам не хватает часов для объяснения такого сложного материала, так еще и дети (из-за раннего начала изучения предмета) не готовы воспринимать эту информацию. Просто в силу интеллектуально-психологических особенностей возраста. Как минимум объема оперативной памяти не хватает, чтобы все запомнить. А надо учесть, что от урока к уроку проходит неделя — за это время пятиклассник забывает все напрочь, и ему дома приходится практически заново отрабатывать пройденные темы.

— У детей этого возраста преобладает образное мышление, а для запоминания и понимания большого объема информации требуется установление связи между процессами живой природы, — говорит учитель биологии. — Многие задания в ОГЭ и ЕГЭ — работа с текстом: умение выбрать главное, логически рассуждать. Для успешного выполнения таких заданий необходимо сформировать навыки работы с источниками, текстами, а многие это умеют слабо. И знаете почему? Потому что не читают. А отсюда — не говорят, то есть речь не складывается. Мысль создается, когда много читаешь, получаешь информацию, анализируешь ее.

3. Не до биологии

Татьяна Ерыкалова считает, что, какой бы золотой учитель ни вел тот или иной предмет, без самостоятельной работы ученика успешного результата добиться нельзя.

— Но дети практически не работают дома самостоятельно, — огорчается она. — Потому что они ограничены во времени, посещают секции, кружки, да еще объем знаний по другим предметам надо усвоить. Поэтому ученик просто не успевает, возникают сложности, теряется интерес.

4. Отчетность — враг творческой работы

Еще одну причину трудностей в усвоении биологии Татьяна Николаевна видит в огромной перегрузке педагогов. Она рассказывает, что дорожная карта учителя (вид планирования, подробный сценарий реализации основных направлений, мероприятий изменения сферы образования) предусматривает скорее не творческую составляющую его работы, а «посредническую», когда педагог — лишь транслятор знаний.

— Потому что сейчас нет учителей, которые вели бы 18 — 20 часов в неделю, как это было раньше. Тогда у нас оставалось время творчески работать, заниматься с детьми. А сейчас у нас столько бумаг! То время, которое учитель тратит на составление различной отчетности, лучше бы он потратил на работу с детьми.

5. И в микроскоп не разглядеть

Еще одна проблема — технический ресурс. Материально-техническая база многих школ оставляет желать лучшего. На школьных уроках ребята пытаются разглядеть в микроскоп строение луковой чешуи еще в те приборы, в которые заглядывали их мамы и папы.

— Мы вынуждены работать с микроскопами, которые стоят по 40 — 45 лет! — говорит Татьяна Николаевна. — Порой бывает даже стыдно за такое оборудование. Ведь мы посещаем технопарк «Кванториум», Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой, университет, где совершенно другая техническая база.

Шагать в ногу со временем надо с современным методическим аппаратом.
 
Как решить эти проблемы?

По словам опытного педагога, руководителя городского методсовета учителей биологии, нужна команда.

— Если направляет учитель, делают дети, помогают родители, подключается психологическая служба школы, тогда все получится, — уверяет Татьяна Ерыкалова. — Нужно не оставлять попыток вызвать интерес через внеурочную деятельность. Сегодня есть часы внеурочной деятельности, в том числе и по биологии. Интерес можно развивать, используя возможности, которые предоставляет город. Это отличная база в ДДиЮТ, интерактивно-познавательный центр «Зеленая планета» и ЧГУ со школой практической деятельности.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»