5 декабря 2018

Мечтал быть ветеринаром, а стал лущильщиком

Никита Некипелов, которому недавно исполнилось 26 лет, пошел на производство, стал лущильщиком шпона на фанерно-мебельном комбинате. Работает на сложном оборудовании. В его руках бревно превращается… Но обо всем по порядку. Каким был путь Никиты?

О чем мечтал

Многих детей с самого раннего возраста спрашивают: «Кем ты хочешь стать?» Маленькие дети могут поражать ответами. Например, один трехлетний мальчик сказал: «Директором фонарика». У большинства по мере взросления ответы меняются. Вот и у Никиты Некипелова менялись увлечения — менялась и мечта. Сначала мечтал быть ветеринаром. Почему?

— Я очень люблю животных, особенно мне жаль бездомных кошек и собак. Помню, еще в первом классе шел домой, во дворе увидел кошечку, невзрослую еще. Взгляд у нее был жалобный, просящий. Ну я и принес ее домой, — рассказывает «Речи» Никита.

Дымчатая Маша долго прожила в квартире, а потом переселилась в деревню. После Маши был Кузьма породы невская маскарадная, кофейно-черно-белый. Его Никите котенком подарили на день рождения. Кузя и сейчас живет с Никитой, деля «среду обитания» с Атаманом, коричневой таксой, которая осталась в наследство от старшей сестры Ирины. Ирина сменила место жительства, собаку нужно было пристроить. Кузьма с Атаманом лучшие друзья. Мы поинтересовались, не было ли желание стать ветеринаром связано с тем, что родители имеют отношение к этой профессии. Нет. Мама Лидия Алексеевна — воспитатель детского сада. Папы у Никиты не стало, когда ему было всего пять лет.

Вторая мечта — стать дальнобойщиком. По своей природе Никита не столько гуманитарий, сколько технарь. С детства любит технику, автомобили. Велосипед вообще стал его страстью. Первым был «взрослый», на котором катался, просунув ногу под раму. Кататься «верхом», как взрослые, не позволял рост, ноги не доставали до педалей. Свой старенький велосипед Никита не единожды разбирал по винтику и собирал, чтобы гонял получше. Нравились и большегрузные машины, которые отправлялись в загадочные дальние путешествия. К слову, немудрено, что Никита сел за руль собственного автомобиля в 18 лет. И чувствует себя за рулем абсолютно комфортно.

— Первой машиной была «шестерка» темно-синего цвета, — рассказывает Никита. — Сейчас у меня черный «Хендэ».

Как купил свою первую машину? Заработал. Как рассказывает Никита, работать он начал с 13 лет. Потому что семья жила небогато, а Никита был в ней единственным мужчиной. Не хотелось клянчить у мамы на сладкое, на карманные расходы, на одежду. Тем более что одежда, которую ему покупали, не нравилась. Хотелось придерживаться своего стиля. Освоил немало профессий, и они не кажутся смежными, что вполне объяснимо. Долгие искания себя и своей профессии естественны для думающего молодого человека, который готов дерзать и пробовать.

В поисках себя

Кем работал? Грузчиком в Ясной Поляне (грузил овощи). Мойщиком на автомойке. К слову, с тех пор Никита не терпит грязи и беспорядка во всем, что его окружает, включая автомобиль.

Параллельно учился. Окончил после 9-го класса училище № 37. Получил сразу две профессии: помощника машиниста локомотива и слесаря подвижного состава. Практику проходил в локомотивном депо «Череповец». Но вот свою жизнь с железной дорогой не связал. Никита принимал активное участие в общественной жизни училища: в организации концертов, праздничных мероприятий и т. д. Летом работал педагогом-организатором в загородном детском лагере.

И стал… диджеем. Характер профессии предполагал вовлеченность в бурную городскую жизнь. Клубы, кафе, рестораны, где он освоил еще одну профессию — бармена.

А потом и еще ряд: риелтор, автомеханик в автосалоне. Но в какой-то момент Никита понял: довольно экспериментов, нужна стабильная работа с соцпакетом. И поставил перед собой цель устроиться на фанерно-мебельный комбинат.

Работа на производстве

— Вся моя жизнь связана с комбинатом, — рассказывает «Речи» Никита. — С детства я видел комбинат из окон моего дома. Ребята с нашего двора, и я в том числе, бегали на стадион предприятия заниматься физкультурой, участвовать в спортивных соревнованиях, в праздниках, гуляли в сквере у комбината. И после долгих поисков себя я вдруг осознал, что хочу работать на предприятии. Опять же работа рядом с домом, удобно. Правда, я понимал, что на комбинат просто так не попасть. Вакансий практически нет, а тот, кто устроился на работу на предприятие, редко его покидает. Но я поставил перед собой цель. А идти к ней решил официальным путем. Обратился в центр занятости населения. Меня направили подсобным рабочим в цех лущения шпона.

По словам Никиты, первые впечатления от работы в цехе были не самыми радужными. Промышленный корпус, большие станки, все вокруг вибрирует, грохочет так, что уши закладывает. Понятно, что он не ждал от промышленного цеха библиотечной тишины и неспешности. Тем не менее нужно было привыкнуть.

— Мои обязанности были простыми и сложными одновременно, — поясняет Никита. — Задача подсобного рабочего — ровнять чураки (бревна) на цепном транспортере, следить за тем, чтобы сырье распределялось равномерно по лущильным станкам, а их у нас шесть штук.
Чураки сбрасываются на станки не руками, конечно, все делает автоматика под присмотром оператора. Вес одного чурака от 30 до 200 килограммов. Смотреть нужно в оба. Смена длится восемь часов, и все это время ты должен следить за транспортером подачи фанерного сырья.

Это лишь на первый взгляд кажется, что в такой работе нет никакой хитрости. На практике она требует от человека внимательности, ответственности, дисциплинированности, быстрой реакции.

И как говорит Никита, нужно всегда помнить о технике безопасности.

В процессе лущения шпона задействованы несколько человек. Оператор управляет цепным транспортером совместно с подсобным рабочим, лущильщик работает на станке. Еще резчик — он работает с лентой и остатками шпона. Если по-простому, бревно березы распускают на шпон (будто раскатывают рулон обоев). Шпон формируют в куски по заданным размерам. Потом отправляют на сушку. После сушки шпон сортируется и отправляется в следующий цех, уже на склейку, после чего получается фанера. Ее и отправляют на экспорт.

А уж что потом выйдет из этой фанеры — дело изготовителя.

В завершение нашего общения с Никитой мы спросили, чем он занимается в нерабочее время. Занимается боксом. Бокс Никита считает не только физическим, но и интеллектуальным видом спорта. Как шахматы, где нужно думать. Еще, как многие другие, читает, ходит в кино, ездит на рыбалку и охоту.

Мы же, в свою очередь, заметим, что рабочие профессии в городе по-прежнему пользуются спросом. В частности, Череповцу нужны слесари, сварщики, монтажники, повара, сантехники. И нужны хорошие, квалифицированные работники.

В гости к Никите на работу мы выбрались как раз в тот день, когда в городе шел ледяной дождь. От проходной предприятия до лущильного цеха шли мелкими шажками, как пингвины, стараясь попасть на дорожку, посыпанную песком.

Музыка производства

Бодро мы прошли разве что проходную, а дальше вступили на территорию, покрытую ледяным панцирем. Идем мимо площадки, где маневрируют большегрузы. За ней сразу вход в промышленные корпуса, в том числе и в лущильный цех. Сопровождать нас взялась Лидия Ходырева, сменный мастер. Промкорпуса — как шумный город, части которого соединены широкими сквозными проходами. Лущильный цех где-то в глубине. Мы идем по зебре. Узкая пешеходная дорожка размечена так, чтобы идущие люди не мешали снующим погрузчикам и прочей технике забирать готовую к дальнейшей переработке продукцию. Как правило, это пачки шпона, которые водитель погрузчика аккуратно поддевает «стальными руками» и отвозит на поддоны. Итак, мы на месте. Нас оглушает музыка промышленного производства. Равномерно работают прессы, с грохотом поворачивают свои металлические поршни агрегаты. По транспортеру движутся бревна. Вдоль транспортерной ленты стоят огромные станки, на которых береза за секунды превращается в солнечное полотно шпона. Шпон тут же разрезается на куски, которые укладываются в стопы. Резчик откладывает в сторону некондицию.

Никита, как капитан на мостике корабля, управляет процессом лущения. Станок захватывает бревно березы с транспортера-накопителя, прокатывает его вперед и укладывает в железные ладони агрегата. Ладони — как ковш экскаватора. Сначала они несколько раз подбрасывают и проворачивают бревно, словно баскетболист пробует мяч — удобен ли он в руке перед броском.

Приноровили. Бревно отправляется вперед, и в считаные секунды нож превращает его в полотно, которое золотистой лентой движется по транспортеру к ножу механизма рубки шпона и укладывается на стол накопителя. Шпон рубят на листы размером 1610 ? 1750 мм — с допуском на усушку и обрезку. И уже из-под ножниц они складываются в стопы. Зрелище захватывающее, но для Никиты привычное. Это ежедневная работа лущильщика IV разряда.

Никита работает по сменам. Сегодня с 15.00 до 22.30. И так четыре дня. Потом выходной, утренние смены, снова выходной, ночные смены, выходной, отсыпной — и так далее. К скользящему графику тоже нужно привыкнуть.

Мы же заглядываем в административное помещение, закрываем дверь, и наступает тишина. Здесь работают сменный мастер Лидия Ходырева, технолог Ольга, мастер производственного участка Татьяна Левашова.

Полезная красавица

Из цеха мы возвращаемся тем же путем. Стопы березового шпона источают нежный запах — как в деревенской бане. Да, наша береза и красавица, и пользу приносит. В нашей области преобладает обычная береза белоствольная (единственная в мире порода с настоящей белой корой), повислая (крона у нее ажурная, со свисающими ветвями, отсюда и название). Береза — одно из самых популярных в нашем регионе деревьев. Она первой захватывает вырубки, пустоши или гари. Ее плоды легкие, крылатые, свободно переносятся ветром, обладают высокой всхожестью. Любопытно то, что береза — растение однодомное: мужские и женские сережки располагаются на одном дереве. В свое время из березы получали деготь. Из березового капа (это наросты, наплывы на дереве) изготавливают мебель, поделки. Березовые почки и листья обладают лечебными свойствами, очень полезен и березовый сок. А на комбинате из березы делают фанеру, продукцию отправляют на экспорт.

Татьяна Ковачева

12 декабря 2018, 16:11
К 25-летию конституции России Вологодский госуниверситет организовал IT-диктант
Он позволит оценить не только уровень цифровой грамотности, но и знания основ государственного устройства и государственного управления.
10 декабря 2018
Для строительства школы за Шексной изменили проект застройки
Подъезды к школе сделают со стороны улиц Раахе, Рыбинской и Ленинградской. Обустроят «карманы» для парковки