9 ноября 2018

Кто становится президентом школы

Приступили к работе недавно избранные руководители ученического самоуправления в школах Череповца. Ученические советы есть в каждой школе Вологодской области. Выборы нередко проходят бурно, кандидаты защищают свои программы.

Единый день выборов
В Вологодской области есть даже единый день выборов руководителей органов школьного ученического самоуправления. Он проводится в октябре, уже в пятый раз. Его организаторы — департамент внутренней политики правительства Вологодской области при участии областного центра «Содружество», областной департамент образования, избирательная комиссия Вологодской области.
Не все школы проводят выборы лидеров в начале октября. В Череповце, например, есть и свои традиции.

Маленькая копия
В гимназии № 8 день выборов президента традиционно проходит в феврале на выездном сборе: так кандидатам удобнее вести предвыборную кампанию. Сама же традиция школьного самоуправления насчитывает более 15 лет.
Каждый кандидат (а их выдвигают классы; кроме того, любой гимназист имеет право сам предложить свою кандидатуру) разрабатывает предвыборную программу, с которой и выступает — рассказывает ребятам, что собирается делать, если его выберут президентом гимназии. Аналогичная схема в других школах — маленькая копия выборов, которые проходят в стране.

Есть и «час молчания», когда ребята, выслушав всех, думают, кого выбрать. Агитация в эти минуты запрещена. Есть и церемония инаугурации. Она проходит на следующий день после выборов.

— Счетная комиссия подсчитывает голоса накануне вечером, — рассказывает педагог гимназии № 8 Елена Симонова, — но ни разу никто не проговорился!

О том, кого именно выбрали ребята, никто не знает до последней минуты.
Президенту дают наказы — от класса, от себя лично. Малыши, бывает, обнимают. Директор тепло поздравляет, говорит слова напутствия. Избранный президент дает клятву. Настоящая минута славы!

Информация об итогах выборов часто размещается на сайте школы. Вот какую информацию мы нашли, например, на сайте школы № 4: «4 октября прошел единый день выборов руководителя школьного ученического самоуправления в Вологодской области. В нашей школе явка составила 832 человека.
За Никиту Бархтянского проголосовало 25 %. За Никиту Филичева — 28 %.
Руководителем школьного ученического самоуправления средней общеобразовательной школы № 4 стала Алина Долговязова. За нее проголосовало 47 %».

«Буду менять мелодию звонка!»
Что же предлагают кандидаты в президенты и председатели ученических советов для улучшения школьной жизни?

Например, развивать спортивную жизнь, организовывать больше спортивных мероприятий, проводить благотворительные акции, заниматься благоустройством школы и ее территории, улучшать успеваемость в школе и так далее. Причем самым насущным вопросом часто оказывается вовсе не тот, который важен для учителей. В гимназии № 8, например, несколько лет назад ввели музыкальные звонки. Мелодия периодически надоедает — и теперь почти каждый кандидат в президенты считает своим долгом обещать регулярно менять мелодию звонков. Срабатывает!

Пиццу за голос
Случаются и курьезные ситуации. Поскольку в выборах участвуют и младшие школьники, а стремление победить у старших очень велико, некоторые кандидаты идут на подкуп. Известны факты, когда малышам раздавали конфеты, чтобы они «сделали правильный выбор». Один из кандидатов даже обещал накормить всех пиццей. Что ж, малышей легко обмануть и запутать. Как быть? Лишить их права выбора тоже не выход, да и родители резко воспротивились такому «недемократичному» подходу. Взрослые собрались, подумали и решили так: пусть малыши голосуют, но их голос будет совещательным, не решающим. Разработали даже специальную формулу подсчета голосов.

Главное — пообещать?
Выборы в школе порой копируют взрослые выборы не с лучшей стороны; к сожалению, и с ситуацией после их завершения такое тоже нередко случается.

— Бывает, что, как только ученика выбрали руководителем школьного самоуправления, он забывает о своей программе и о своих обещаниях, — рассказывают учителя.

— То есть выборы были для него конечной целью: стал руководителем — и этого достаточно.

Приходится работать с таким президентом или председателем: разъяснять, что главное — и для школы, и для его собственной судьбы — как раз только начинается. Главное — это организовать школьную жизнь.

— Лучше всего получается, когда удается создать команду, когда есть хороший помощник, — отмечают учителя.

Стать капитаном
Выборы проходят даже в начальной школе. В школе № 39 учатся дети с 1-го по 4-й класс. Своего президента они не выбирают, но, поскольку школа в этом году играет в «Морское путешествие», в каждом классе есть капитан. Капитанов тоже выбирают одноклассники, причем голосование бывает и тайным. А чтобы дать возможность как можно большему числу детей проявить себя, свои организаторские и другие способности, классы делятся на команды, каждая из которых отвечает за свое дело и имеет своего лидера. Такой вот аналог октябрятских звездочек и пионерских звеньев. 
По отзывам учителей, система прекрасно работает. К четвертому классу некоторые дети могут не только предложить какое-либо мероприятие, но и сами его организовать.

Мисс цветущая весна
Лучших руководителей-школьников вспоминают много лет. Президент гимназии № 8 Наталья Евсеева уже четверокурсница Вологодского филиала Российской академии народного хозяйства, но о ее делах с удовольствием рассказывают и сейчас.

— Самое главное — она создала команду, — говорит педагог гимназии Елена Симонова. — И могла работать даже без руководителя. Что еще интересно — став президентом, Наташа начала учиться только на отлично. У многих наших президентов была своя изюминка, свои достижения. Один был очень стеснительным, даже заикался, выступая перед аудиторией, но президентство помогло ему стать свободнее, увереннее. Даша Шевелева смогла найти идеальную помощницу, Лену Клобукову. Такая работа в паре получилась более эффективной, обе девочки нашли свой путь и после окончания гимназии.

Выпускница центра образования № 32 Марина Шипилова тоже давно уже студентка, учится на третьем курсе Казанского федерального университета, но ее дела школа помнит. Заместитель директора ЦО № 32 Яна Коновалова рассказывает:

— Марина разработала большую предвыборную программу и, самое главное, смогла почти полностью ее реализовать. Она организовала праздник «Минута славы», где ребята могли проявить свои творческие способности. Он теперь стал традицией школы. Как и концерты в детских домах, доме-интернате для престарелых, как конкурс для учениц школы «Мисс цветущая весна», раскрывающий их творческие и интеллектуальные способности. Провела несколько благотворительных акций — школа теперь постоянно помогает приюту для животных «Пес и кот». Много сделала для оформления помещений и территории: проходили трудовые десанты по уборке территории; благодаря акции «Подари цветок школе» в кабинетах и рекреации появились комнатные растения, зеленые уголки. Она организовывала раздельный сбор мусора, выходила с друзьями в детские сады — проводила акции «День земли» и другие. Экология станет теперь ее профессией. А первые шаги она сделала именно в школе, в общественной работе.

Важный вопрос — школьная форма
Иногда то, что взрослым кажется не заслуживающим внимания, для детей очень важно. Например, школьная форма. В школе № 14 к этой теме орган школьного самоуправления «Лидер-клуб» возвращался не раз. Сначала совместно с администрацией школы обсудили вопрос о введении формы и ввели ее. Потом регулярно проверяли, носят ли ее ребята. Теперь встал новый вопрос: цвет формы был утвержден темно-синий, но ребятам захотелось разнообразия… Обсуждают.

«Лидер-клуб» собирается каждую неделю. Ненадолго — на переменке. Но успевают обсудить самое важное: текущие вопросы школьной жизни, участие в конкурсах (в школе существует принцип: дать возможность участвовать всем, каждому классу, а для этого как минимум нужно донести информацию), проведение рейдов и т. д. От каждого класса участвует один человек, но к середине года приходит больше: интересно!

Российское движение школьников
Школы Череповца включаются сейчас в РДШ — Российское движение школьников. Создано оно по указу президента Владимира Путина 29 октября 2015 года, но поначалу многие педагоги не спешили присоединяться: казалось, что с прекращением деятельности пионерии и комсомола детские и молодежные организации изжили себя и больше не возродятся ни в каких формах. Но попытки организовать самоуправление в школах, даже не слишком успешные, показали: детям интересно пробовать себя в роли лидера, примерять на себя параметры взрослой жизни. И теперь в некоторых школах есть руководитель школьного самоуправления (сокращенно ШСУ) и руководитель РДШ. То есть у еще большего числа ребят появляется возможность проявить себя, научиться общению, жить активно.

Пилотной школой по участию в РДШ стала гимназия № 8. Педагог Галина Ушенина рассказывает:

— Если школьное самоуправление создано для того, чтобы учить ребят управлению, то Российское движение школьников — организация, прежде всего направленная на самореализацию детей, на их участие в жизни общества. В ее программе общероссийские мероприятия, участие в которых пока для детей бесплатное, а это общение, встречи, новые друзья. Есть дни единых действий, когда все коллективы, вступившие в РДШ, проводят схожие мероприятия.

Ближайшее, например, —день рождения движения, 29 октября (не случайно дата создания совпадает с датой рождения комсомола). Будут проведены интернет-конкурсы комиксов, песен под гитару, фотовыставки «РДШ в школе», мастер-классы «Дети — детям» и т. д.

В Череповце к движению школьников присоединились сначала четыре школы, а в этом сентябре еще восемь. Причем по правилам присоединиться может и один-единственный класс, и просто группа ребят.

Насколько заинтересует новое движение ребят и взрослых, покажет время. Но то, что дети хотят быть в какой-то организации, говорят и их собственные отзывы, и наблюдения педагогов.

Ирина Ромина

16 ноября 2018
Учителя жалуются на агрессию учеников
Большинство российских педагогов говорят о снижении уважения школьников к учителям, а треть учителей говорят об ухудшении поведения учащиеся
14 ноября 2018, 10:29
Дополнительные выплаты педагогам появились в Вологодской области
Размер выплат составляет до 315 рублей за один час работы специалиста в зависимости от должности, квалификации и выполняемой роли в процессе подготовки и проведения итоговой аттестации.