11 октября 2018

«Мадонна» и другие дикие мамы

Фотовыставка «Материнство в дикой природе» (6+) открылась в Музее природы на прошлой неделе. До 18 ноября череповчане смогут увидеть более 50 работ 24 фотографов из восьми стран мира. Коллекцию собрал биолог и видеоблогер Павел Глазков.

Фотовыставку уже видели в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ульяновске, и вот теперь она приехала в Череповец. По словам Павла Глазкова, ее тема близка всем — у каждого есть или была мама:

— Кроме того, это уникальная тема — подобную выставку никто прежде не организовывал. Мы пытаемся донести мысль об уникальности и уязвимости нашей природы, о том, что природу нужно охранять. Люди — тоже представители животного мира, но мы единственные, кто наносит природе ущерб. По незнанию или из-за жажды наживы. Мы уверены, что сохранить природу можно только одним способом — через ее познание.

Идея фотовыставки пришла жене Павла — Юлии.

— Нашему ребенку было полгода, Юля находилась на пике материнства, и она предложила рассказать о материнстве в животном мире, — продолжает Павел Глазков. — Мы начали искать подходящие фотографии, пересмотрели десятки тысяч снимков со всего мира. Многие предлагали помощь в отборе, но мы отказывали. Потому что профессиональные фотографы смотрели бы в первую очередь на техническую, а не на эмоциональную составляющую. Радует, что все авторы, чьи работы представлены, охотно откликнулись на наше предложение. Впрочем, иначе и быть не могло: эта тема не несет никакого политического оттенка.

Как пояснила Юлия, идея выставки пришла ей в голову, когда она увидела несколько подобных снимков в Интернете и была поражена их искренностью:

— Биологи изучают повадки животных, как ведет себя мать, сколько у нее детенышей. Но на этих фотографиях мы видим то, о чем не пишут в учебниках, — чувства. Например, меня поразила фотография лебедя. Для себя я назвала ее «Мадонна». Посмотрите, как эта птица склонилась к своему птенцу — это что-то невероятное! Я и не подозревала, что птицы могут испытывать такие чувства, и мне захотелось, чтобы другие тоже увидели это.

Снимок лебедя, кстати, сделал личный фотограф королевской семьи Великобритании. Съемка животных — его хобби.

— Я сам занимаюсь видеосъемкой и преклоняюсь перед фотографами, потому что фотографу нужно схватить долю секунды, — продолжает Павел Глазков. — Говорят, если ты увидел уникальный сюжет, то опоздал: требуется время, чтобы нажать на затвор, чтобы сработал механизм. Все представленные снимки сделаны на упреждение.

Есть и уникальные снимки, например росомахи со щенками. Фотограф «охотился» за росомахой семь лет, чтобы сделать этот кадр.

— У меня нет любимого животного или птицы: если вы недолюбливаете какое-то животное, значит, вы мало о нем знаете, — отмечает Павел Глазков. — На телевидении много программ о животных, но большинство про тех, которые обитают в других странах. На выставке и в моем видеоблоге представлены животные, обитающие в России. Мне кажется, важно снимать о тех, кто живет рядом с нами.

Например, один из короткометражных фильмов посвящен белым аистам. По словам Павла Глазкова, в Ленинградской области обитает около 200 пар:

— Белые аисты образуют пары на всю жизнь. Они строят гнезда всю жизнь. Причем чем выше гнездо, тем дольше оно используются. В Германии есть гнездо, которому более 200 лет. Место для гнезда выбирает самка, а самец приносит стройматериалы.

Видеоблог Павла рассказывает не только об интересных фактах из жизни животных, но и о правилах поведения в лесу.

— В лесу человек старается тихо себя вести, но это в корне неправильно, — убежден видеоблогер. — Животное все равно вас услышит. И если вы тихо подкрадетесь к животному, оно может принять вас за хищника и напасть. Наоборот, в лесу нужно разговаривать максимально громко, петь песни, читать стихи, если вы идете один, — животное вас услышит и уйдет.

Марина Белая

12 декабря 2018, 16:11
К 25-летию конституции России Вологодский госуниверситет организовал IT-диктант
Он позволит оценить не только уровень цифровой грамотности, но и знания основ государственного устройства и государственного управления.