10 октября 2018
Троицкий назвал Череповец рок-Меккой

Артемий Троицкий презентовал в Череповце фильм «Критик» (12+) о самом себе. В ходе визита он подарил городу руку и сердце: оставил гипсовый слепок руки авангардному художнику Сергею Сайгону и в очередной раз признался Череповцу в любви.

Три визита в Череповец


«Я бывал здесь раз десять или больше», — признался рок-критик, писатель, телеведущий и первый главред русской версии легендарного журнала «Плейбой», выходя к череповецкой публике после двухчасового фильма «Критик».

В ходе вечера, завершившегося незадолго до полуночи, Артемий Троицкий вспомнил о трех визитах в Череповец, которые навсегда остались в его памяти. Первый был середине 1980-х, и тогда произошло знакомство Троицкого с Александром Башлачевым на квартире общего друга Леонида Парфенова. О том, как у критика, к тому времени уже маститого и невозмутимого, отвисла челюсть от творчества неизвестного гения, сам Троицкий писал и рассказывал многократно. Результатом их встречи стал отъезд Александра Башлачева, журналиста газеты «Коммунист», в скитания между столицами — Троицкий ввел его в рок-богему и организовывал ему концерты.
Второй череповецкий визит. На дворе 1987 год, демократия и гласность, и Россия вдруг стала интересна всему миру. На этой волне западные телекомпании сняли несколько документальных фильмов о бунтаре Троицком. Один из них рассказывал о трех поколений русской интеллигенции, героями были академик Дмитрий Лихачев (старшее поколение), поэт Андрей Вознесенский (среднее) и Артемий Троицкий (младшее).

«Мне сказали: нужно снять путешествие, выбрать какое-то особое для меня место, — рассказывает критик. — И я повез иностранцев на Русский Север, который я очень люблю, на Вологодчину. Побывали в Вологде, Ферапонтове и Череповце. Помню, снимали здесь у вас места, связанные с Александром Башлачевым, разумеется».


А третий памятный для Троицкого приезд состоялся несколько лет назад, когда его пригласили вести фестиваль «Рок-Череповец» памяти Александра Башлачева.

«Сейчас не только не зовут — не сообщают даже, — с обидой сообщил публике Артемий Троицкий. — Хочу в мае следующего года приехать в Череповец на день рождения Саши и замутить чего-нибудь в его честь».

Судя по аплодисментам, четвертого большого череповецкого приключения Троицкого ждут.
В этом году критик уже кое-что «замутил» в Череповце в честь Башлачева и всего русского рока. Передал не один десяток оригинальных снимков музею «Дом русского рока», который собирает череповчанка Карина Миасарян и ее единомышленники. На фотографиях запечатлены концерты и моменты жизни таких героев рока, как Юрий Шевчук, Жанна Агузарова, группа «Аквариум» и многие другие.

«В смерти Башлачева есть и моя вина»
Артемий Троицкий организовывал концерты почти для всех крупных представителей русского рока 1980-х годов, писал о них статьи. Он издавал книги и брал интервью у многих западных рок-звезд от Пола Маккартни и Мика Джаггера до Дэвида Боуи. Но череповецкий поэт Саша Башлачев, как следует из фильма «Критик» и личных рассказов Троицкого, покорил его сердце и ум больше всех. И он до сих пор перебирает в памяти их разговоры, размышляет о несбывшемся и винит себя за гибель Башлачева.


«Недели за две до его смерти он приходил ко мне — выпили, закусили, прекрасно поговорили, — говорит Троицкий. — Я чувствовал, что он не хочет уходить, но я ему навстречу не пошел. И я считаю, что это самый плохой поступок в моей жизни, и до сих пор себя гноблю за это. Исподволь, интуитивно я был готов к его уходу, и от этого мне было только хуже, когда Саши не стало. В том числе и потому, что я чувствовал свою вину. Я, как и все остальные, поганые эгоисты, требовал у него новых песен. Спрашивал у него, что новенького, почему не пишется. Мы не смогли его остановить, удержать и спасти. Но каждый мог что-то для этого сделать. Я, скажем, точно мог».


По мнению Артемия Троицкого, Александр Башлачев заслужил памятник, и он должен быть установлен в Череповце. «Я слышал, что в Санкт-Петербурге хотят поставить, но это неправильно, — сказал он. — Первый памятник нужно ставить здесь. Череповец его родил, а Питер доконал».

Встречи с великими
Фильм «Критик» — это два часа подробного рассказа о детстве, статьях, встречах и женах Артемия Троицкого, но к нему он имеет весьма опосредованное отношение. По словам критика, к нему обратился с идеей кинодокументалист Андрей Айрапетов и попросил дать интервью и предоставить доступ к архиву Троицкого. И то и другое было дано. А премьеру главный герой фильма увидел в зрительном зале, как и все остальные.
На экране первые лица русского рока от Андрея Макаревича до Бориса Гребенщикова рассказывают, как на разных этапах их музыкальной истории Артемий Троицкий поддержал, организовал, раскрутил, помог с записью. Череповецкую публику тема встреч с великими очень заинтересовала, и немалая часть вопросов была об этом. «Вы у Бориса Гребенщикова спрашивали, что он имеет в виду в такой-то песне?» — интересуются из зала. «В этом нет никакого смысла, — говорит Троицкий. — Боря ответит так, что станет еще непонятнее. Например, скажет: это как хлопок одной руки. И думай что хочешь».
Корреспондент «Речи» спросил у рок-критика, доводилось ли ему присутствовать в момент, когда рок-герои сочиняли музыку.

«Да, такое случалось, с группой «Звуки Му», например, когда Петя Мамонов из ничего, из наших разговоров сочинял вдруг песню, — вспоминает он. — Еще помню, как Витя Цой и Рыба (первый гитарист «Кино» Алексей Рыбин. — Авт.) в моем присутствии дорабатывали песню «Мои друзья всегда идут по жизни маршем».

День сегодняшний
Артемий Троицкий рассказал череповчанам, что сейчас живет с семьей в Таллине, куда переехал после того, как ему предложили преподавать в Эстонии и Финляндии. Он пишет исторические книги и задумывается о романах для юношества, но с музыкальной критикой почти завязал. «Мне кажется, время критиков прошло», — заявил он. С критикой завязал, но не с музыкой. Он продолжает ее слушать, в том числе молодых рок-музыкантов, и по просьбе аудитории назвал несколько молодых команд, которые ему нравятся. «Это в основном ребята с сердитыми текстами», — сказал Троицкий, заявив также, что российский рок начинает просыпаться.
В ответ на вопрос, о чем бы он снял фильм, если бы появилась возможность, Артемий Троицкий упомянул биографию американки Джоанны Стингрей, которая приехала в СССР в разгар перестройки, вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна и попала во множество передряг.

«Настоящий триллер, — говорит Троицкий. — Про Жанну Агузарову тоже было бы интересно фильм снять, я даже готов написать сценарий. Но не представляю, кто мог бы ее сыграть. А тем более спеть».

 

Сергей Виноградов

17 октября 2018
Череповецкие дети румынской балерины
Кристина-Мария Телеман танцевала в Германии и Голландии, а теперь преподает в Череповце