3 августа 2018
В России появятся вагоны-лоукостеры?

Авиационные лоукостеры, то есть бюджетные авиакомпании, предлагающие низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг, постепенно входят в жизнь россиян. Теперь то же самое задумали сделать и на железной дороге.

Федеральная пассажирская компания, «дочка» РЖД, сообщила, что планирует выделить старые вагоны без кондиционеров и биотуалетов до их выбытия из парка в отдельный класс обслуживания эконом-бюджет, а в остальных поездах ввести три класса обслуживания. Как заявили в ФПК, речь идет о новом бюджетном продукте с уникальным ценовым предложением.

По задумке, лоукост-вагоны будут выгодны пассажирам, поскольку цены на билеты будут ниже.

Покупать билеты в эти лоукост-вагоны станут те граждане, кого устраивает низкий уровень комфорта, особенно при езде на не слишком дальние расстояния, и кто хотел бы заплатить меньше. И таких пассажиров сейчас много, например студенты.

Опрошенные агентством РИА Новости эксперты и политики видят экономическую выгоду в появлении в России лоукост-класса в поездах дальнего следования, но его введение на практике вызывает у них ряд вопросов.

Так, тариф для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования ФПК в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны) определяет Федеральная антимонопольная служба. Сама же ФПК может устанавливать тарифы в нерегулируемом сегменте: это СВ, купе и люкс.

И сегодня в законодательстве нет условий, позволяющих устанавливать разные цены для плацкартных и общих вагонов в зависимости от их возраста или наличия тех или иных удобств. Нужно понимать, готовы ли антимонопольщики внедрять такие изменения.

И хотя введение лоукост-класса в старых вагонах оправдано с экономической точки зрения, возникает вопрос, на каких маршрутах они будут использоваться. Скорее всего, пассажирам придется доплачивать за дополнительный сервис, как это происходит в авиации.

В общем, замечают эксперты, попробовать провести эксперимент можно, чтобы посмотреть, как идея будет работать на практике. В конце концов, если ФПК ошиблась в своих расчетах, то против такого решения проголосуют сами пассажиры. Они просто не станут покупать билеты в такие вагоны.

Андрей Савин