Пять советов психолога, как пережить экзамены

В школе, дома, с друзьями — у выпускников 9-х и 11-х классов всюду бесконечные разговоры о том, как сдать экзамены и что будет, если плохо сдать. В давящей атмосфере стресса нервничать начинают даже круглые отличники. Как же выжить в эту пору? Нужно ли принимать успокоительные препараты и вообще как пройти полосу стресса?

«Психолог не назначит вам успокоительных препаратов, — отвечает на вопрос психолог Лилия Трощеева. — Да, сложилась тенденция, когда в период стресса лекарственные средства люди принимают без назначения врача. И мы не можем диктовать родителю, который решает «выписать» своему ребенку тонизирующие либо успокоительные препараты, не делать этого. Мы можем дать несколько рекомендаций, чтобы обойтись без медикаментов. В предэкзаменационную и экзаменационную пору у ребенка могут появиться страхи, тревожность, повышенная возбудимость или, напротив, вялость. Помните: подготовка и сдача экзамена — это испытание и эмоционально-психологическое напряжение для ребенка».

Итак, чем и как помочь выпускнику?

1. Продуманный режим

Лилия Трощеева рекомендует не пренебрегать самыми обычными советами: сохранять нормальный сон, продумать оптимальный режим дня с учетом чередования учебного труда и отдыха.

— При условии, что ребенок много занимается, ему необходимо и выйти на улицу, прогуляться, проветриться, подвигаться, а не только сидеть за столом и поглощать материал. Если родителям кажется, что ребенок мало позанимался, не стоит говорить ему: «Если ты не выучил, ты не встанешь из-за стола и не пойдешь гулять!»

2. Вера, тортик, похвала

Под влиянием стресса некоторые школьники читают учебники «запоями», не выходя из-за рабочего стола ни на минуту. Ребенку кажется, что он ничего не знает, и он начинает повторять пройденный материал без конца.

— Родителю важно вернуть ребенку веру в себя, — говорит Лилия Трощеева. — Стоит напомнить ему, что, пренебрегая отдыхом, он может не добиться желаемого успеха. Инициируйте сами перерыв, предложив шоколадку, кусок тортика, орешки или то, что любит ваш ребенок. Неоценимой может быть родительская похвала за его невероятное усердие, а также родительская поддержка. Скажите ребенку, что он занимался значительное время, обладает нужными знаниями  и с большинством заданий успешно справится.

3. Пробный тест

Бывает ситуация, когда ребенок совсем не садится за учебники, проявляет самоуверенность, заявляет, что «все и так знает и сдаст экзамен». В подобном случае родителям не надо реагировать раздражительностью или гневом. Предложите ребенку пройти пробный тест, каких много на различных порталах, посвященных ЕГЭ. Для него это не будет явным сидением за учебной литературой, но мыслительный процесс активизирует. Таким способом можно нивелировать переоценку или недооценку собственных сил.

4. Шутка вместо директивы

В день экзамена, отправляя ребенка из дома, родителям следует быть особенно доброжелательными и дипломатичными.

— В экзаменационное утро не давайте ребенку директивный наказ: «Тебе надо поступать, и ты просто обязан хорошо сдать!» — рекомендует психолог. —   Пусть родительское напутствие будет мягкосердечным. Поможет снизить волнение тактильный контакт — подержать за руку, приобнять. Обстановку можно разрядить какой-то фразой, которая вызовет улыбку. А с волнением помогут справиться простые способы самомассажа — помассируйте ладони, растирая середину ладошки. Также можно массировать мочку уха. Хорошим способом является дыхание: сделайте глубокий вдох — медленный выдох, до четырех раз.

5. Право на самореализацию

Конец учебного года, подготовка к экзаменам и экзамены вызывают широкий спектр эмоций у учащихся. Накопившаяся усталость проявляется в разных формах. Однако фраза «Я устал!» стала обычной не только для выпускников. Ее частенько можно слышать из уст 12 — 14-летних подростков. Зачастую в ответ ошарашенный родитель, страшно вертя глазами, вопрошает: «ТЫ устал? ТЫ? Это значит, Я не устала, а Ты устал?» А дальше — упреки, обвинения, нервы. А ведь в такой ситуации взрослому человеку нужно как минимум задуматься: на самом ли деле ребенок устал или это некий протест?

— Фраза «Я устал!» должна обратить на себя внимание родителя, — говорит Лилия Трощеева. — Необходимо понять, несет ли она прямое значение, действительно ли у ребенка наступило истощение моральных и физических сил, ухудшилось самочувствие. Или же подразумевается другой смысл: приступ лени, демонстрация потребности во внимании от близкого человека либо нежелание проявлять активность в какой-либо деятельности.

Возможно, ребенок и не настроен на проявление активности. У него так составлен режим дня, что все дела заранее известны и нет реальной задачи организовать себя, проявить творчество, самореализоваться. И вот тут он устал — устал от жизни, от обыденности, от того, что повторяется и не приносит ему удовлетворения. Создается противоречие: с одной стороны, родитель хочет, чтобы ребенок проявлял активность, с другой — условия для нее отсутствуют. Нет свободного времени, которым бы распорядился сам ребенок по своему усмотрению — занявшись важными для него делами, даже если взрослому они кажутся незначительными.

Не способствует самореализации и тотальный родительский контроль. У ребенка должна быть зона собственной ответственности, свои обязанности, за которые он отвечает. Тогда родительская фраза «Ты уже взрослый! Ты должен сам!» приобретает истинный смысл.

Лилия Трощеева считает, что, какой бы смысл ни несла фраза «Я устал!», родителям стоит прислушаться и поговорить, а не отмахиваться от подростка.

— Спросите: «От чего устал? Почему ты чувствуешь усталость?» Отвечая на ваши вопросы, ребенок расскажет вам реальные причины своего состояния: что ему нравится или не нравится, что ему интересно или не интересно, что для него важно. Поинтересуйтесь: «Чего ты сам хочешь?» Возможно, ребенку просто нужна пауза — полежать в своей комнате на диване. Я не говорю о том, что нужно разойтись по разным комнатам и дать ребенку просто сидеть без дела. Это не значит, что в последующем он не сможет организовать себя. Хороший прием — спрашивать ребенка: «Как прошел твой день? Чем ты занимался?» Полезно находить повод разговаривать с ребенком каждый день и «запускать» его активность. И, конечно, прислушиваться и проявлять уважение к тому, что интересно самому ребенку.

Инна Анохина

Сегодня, 10:29
Дополнительные выплаты педагогам появились в Вологодской области
Размер выплат составляет до 315 рублей за один час работы специалиста в зависимости от должности, квалификации и выполняемой роли в процессе подготовки и проведения итоговой аттестации.
13 ноября 2018, 16:37
Школьник, который едва не утонул в пруду в Грязовце, пошел на поправку
Спасти ребенка удалось благодаря вовремя оказанной помощи.
13 ноября 2018, 14:36
Череповчанин победил на всероссийском «Студенте года»
На конкурсе, который в этом году проходил в Астрахани, соревновались учащиеся профессиональных учреждений.