Барабан им в руки. От красоты звенит в ушах

Они появляются в разгар массовых праздников, приковывая к себе взгляды и слух гостей, и исчезают в неизвестном направлении. Корреспондент «Речи» разыскал барабанщиц в училище искусств, где они учатся на хореографическом (а вовсе не ударном) отделении.

Марш левой! Бей, барабан!

Оркестр барабанщиц — украшение любого торжества. Белые юбочки и гусарские мундиры, на лицах улыбки, чеканят шаг сапожками под ритм собственных барабанных палочек. И хочется бросить все дела и зашагать следом. Побывав на репетиции оркестра, корреспондент «Речи» увидел, насколько это непростое дело — бить в барабан. В особенности когда на тебе высоченный гусарский цилиндр, громоздкий барабан бьет по ногам во время шага, а скользкая палочка того и гляди выпадет из рук. При этом нужно улыбаться всем и каждому (это особое искусство), не терять ритма и не портить общую хореографию выхода. Между тем, несмотря на все трудности, желающих стать частью оркестра гораздо больше, чем численность коллектива.

Идея создания оркестра барабанщиц принадлежала Светлане Бобровой, директору училища искусств, в котором уже существуют духовой и новый эстрадно-симфонический оркестры. Коллектив барабанщиц был собран более года назад, а первый выход на сцену состоялся на открытии международного конкурса «Северная рапсодия» весной прошлого года. Во главе коллектива встал известный череповецкий ударник Роман Федотов, хореографию ставит Наталья Горохова. Барабанщицы училища искусств не раз выступали с барабанщиками военного училища радиоэлектроники, и «дуэт» получился впечатляющий.

«Задумав оркестр барабанщиков, сначала собирались привлечь в него студентов-музыкантов, — рассказала Светлана Боброва. — Но мне хотелось, чтобы оркестр не только хорошо играл, но и хорошо смотрелся. А для этого нужны многие другие навыки и способности, которыми обладают далеко не все музыканты. Тогда и пришла идея пригласить в оркестр девушек с хореографического отделения. Они статные, имеют хорошую координацию, чувство ритма и уверенно ведут себя на сцене. Получилось здорово. Сейчас мы задействованы в городских проектах, и область заинтересована в наших барабанщицах, они выступают на региональных мероприятиях. Мы нашли партнеров и сшили красивые костюмы, сапожки белые. Сошьем еще костюмы, и у нас будет двадцать барабанщиц».

Барабанщиц в оркестр подбирали, как солдат в Кремлевский полк — по возможности одного роста и телосложения. Сейчас они собираются на репетиции в актовом зале по два-три раза в неделю (идет подготовка к третьему конкурсу «Северная рапсодия»), а в свободные вечера занимаются дома. Причем без инструментов. Как рассказали девушки корреспонденту «Речи», барабанят руками или палочками по столам и тумбочками, в одиночестве и с подругами по оркестру. Домашние и соседи не возражают — привыкли.

Барабанные подруги

«Первым делом нас научили правильно барабанные палочки держать», — рассказывает участница оркестра Алина Савина.

«А как правильно держать? — интересуюсь я. — Как ложку или как авторучку?» Алина задумывается.

«Ни то ни другое, — говорит она. — Как барабанные палочки, тут особый хват. Поначалу мы вцеплялись в палочки до боли в пальцах».

Этот хват нужен не только эстетики ради, но и элементарно для того, чтобы не потерять палочку во время выступления. Ведь во время выхода девушки лихо вертят палочки в пальцах, как цирковые артисты или рок-барабанщицы. «Какой план действий, если все же уронили палочку?» — спрашиваю у девчонок.

«Ни в коем случае не пытаться ее поднять, потому что это некрасиво, — говорит Евгения Горбачева. — Как поступать? Продолжать номер, делая вид, что играешь. У нас всего один раз такое было у одной девочки».

С палочками — ясно. «Вторым» делом девушек обучили играть на барабане — начинали с простейших ритмов, многократно повторяя в замедленном темпе, который постепенно ускорялся. Марш и сценический выход дался студенткам-хореографам быстрее всего, даже в их молодые годы у каждой за спиной богатый опыт выступлений на концертах, конкурсах и фестивалях.

Дорога в барабанщицы, как всякий путь к звездам, проходила через тернии. Девушки вспоминают, как поначалу непросто давались передвижения с барабаном — он не тяжелый, но громоздкий. Бьет по ногам, задевает за колени, когда широко шагаешь или поднимаешься по лестнице. К костюму тоже пришлось привыкать. Палочки задевали широкие обшлага мундира, а высокий гусарский цилиндр в ветреную погоду клонит голову набок или назад. Но сейчас все сложности остались позади.

Сегодня в коллективе девять участниц: восемь играют на более или менее компактных барабанах, а одна на большом. Искусство бить в огромный барабан требует отличного чувства ритма (именно под звук большого барабана подстраиваются другие участницы) и природной скромности. Ведь девушка с большим барабаном, как правило, располагается позади всех.

Алина приехала в Череповец из Бабаева. После музыкальной школы выбрала наше училище искусств, потому что в детстве много раз выступала на здешней сцене и чувствовала себя как дома.

«Когда мне было шесть лет, родители спросили: хочешь танцевать? Я сказала: «Хочу», — рассказывает она. — Спросили бы, хочу ли петь, думаю, тоже согласилась бы».

Евгения Горбачева родом из Кириллова, в хореографы пошла по стопам старшей сестры. В детстве она мечтала играть на барабанах и замирала при виде барабанщиков, но родители отдали на фортепиано. И когда Евгении предложили влиться в оркестр барабанщиц, она увидела в этом перст судьбы.

«На первых порах трудно было, уставали сильно, звон в ушах, — говорит она. — А когда сбарабанились, стало проще».

Екатерина Дубровская — из Тарноги.

«У нас на хореографическом есть предмет — дополнительный инструмент, — говорит она. — Раньше предлагали на выбор баян, аккордеон и фортепиано. Нужно было распределиться по преподавателям. Когда решили создать оркестр барабанщиц, нас с тех инструментов сняли и распределили на барабаны. Мне это сразу понравилось».
«Что людям нравится в нашем оркестре? У всех по-разному, мне кажется, — говорит Алина Савина. — Одни смотрят на нас, таких красивых. (Улыбается.) А другие и на барабаны обращают внимание. Слушают, как мы играем».

Услышав вопрос о самой неожиданной реакции зрителей на их выступления, девушки задумываются. Да пока, говорят, ничего неожиданного. Только аплодисменты. Иногда очень громкие. Громче барабанов.

Сергей Виноградов

13 декабря 2018
Увековечат память единственной в мире женщины — тяжелого водолаза
Нина Соколова, уроженка Череповца, спасла многие жизни во время Великой Отечественной войны
12 декабря 2018, 16:11
К 25-летию конституции России Вологодский госуниверситет организовал IT-диктант
Он позволит оценить не только уровень цифровой грамотности, но и знания основ государственного устройства и государственного управления.