14 февраля 2018
Уроженца Череповца наградил президент

Уроженец Череповца, сотрудник научно-исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН Никита Башнин получил премию президента РФ в области науки и инноваций за 2017 год. Награду молодому ученому вручил лично Владимир Путин.

— Премию я получил за исследование Дионисиево-Глушицкого монастыря (он находится в Сокольском районе) и монастырского архива. Работа, которой я занимался несколько лет, состоит из двух частей — это анализ источников и публикация уникальных документов, которые я собирал в архивах Вологды, Москвы и Санкт-Петербурга. Всего опубликовано больше 500 документов.

Дионисиево-Глушицкий монастырь был так называемым малым монастырем. И в дореволюционное, и в советское время историки в основном исследовали архивы крупных монастырей. Но крупных монастырей не так много было в средневековой Руси, мы знаем их все наперечет, тем интереснее история малых религиозных общин.

В малых монастырях жило не так много монахов — около 10 — 15, например, в Троице-Сергиевом монастыре было около 200 братьев. У Дионисиево-Глушицкого монастыря была небольшая вотчина, не больше 100 — 150 крестьянских дворов, к тому же все земельные владения монастыря находились в одном уезде. Если сравнить с тем же Троице-Сергиевым монастырем, то в его вотчину входило свыше девяти тысяч крестьянских дворов более чем в 40 уездах России. Кроме того, у малых монастырей реже были каменные церкви и кельи, в основном монахи строили из дерева.

Эти небольшие монастыри типичны для средневековой России и ближе связаны с крестьянским миром, чем крупные. Их поддерживали не бояре, не знаменитые вотчинники, не политические фигуры, а обычные люди.

Интересен анализ синодиков — книг, куда записывались имена тех, кто вносил посильные пожертвования для монастыря. Имена жертвователей упоминали во время церковной службы. В средневековом обществе люди были религиозными, и для них было важно, что за их души возносят молитвы «квалифицированные люди», монахи.

С другой стороны, из этих документов мы узнаем, что религиозность в тогдашнем обществе сочеталась с хозяйственностью. В монастырях были приходно-расходные книги. Педантично заносить приход и расход в Европе начали в XIV — XV веках в Италии. В Россию это нововведение пришло в XVI веке, что сигнализирует: в нашей стране тоже начали зарождаться капиталистические отношения, и монастырские келари и казначеи начали тщательно учитывать каждую деньгу.

Жизнь монастырей, и малых, и больших, была четко организована. Во главе монастыря стоял игумен или архимандрит, была должность келаря (в переводе с греческого это слово значит «амбарный») — этот человек занимался хозяйством, был казначей, был житник, то есть занимался учетом зерна.

В наших монастырях в Средневековье был внедрен принцип общежития. Иными словами, когда монах принимал постриг, он отказывался от всех мирских владений и материальных средств. Но так было не всегда. Известно, например, что Сергий Радонежский в монашестве зарабатывал себе деньги на жизнь распилкой дров для более богатого монаха.

Историю нашей страны можно прочитать в монастырских документах, и они являются столь же ценным источником, что и летописи. Летопись — это повествование, нарратив, рассказ, и в ней много авторского мнения. В монастырских же и кадастровых документах только данные, анализируя которые, историки могут узнать многое.

Алена Сеничева

17 октября 2018
Череповецкие дети румынской балерины
Кристина-Мария Телеман танцевала в Германии и Голландии, а теперь преподает в Череповце