Островок спасения под Череповцом

Больше года прошло с тех пор, как в Мяксе, под Череповцом, открыли Новолеушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Чем живут монахини сегодня, какие трудности им приходится преодолевать, рассказала «Речи» настоятельница игуменья Кирилла.

В центре села

Территория Новолеушинского Иоанно-Предтеченского монастыря небольшая. Помимо двух храмов, в одном из которых располагается воскресная школа, здесь находятся келейный корпус, гаражи и два непригодных для проживания дома. К крыльцу келейного корпуса притулилась собачья будка. Пес по кличке Малыш приветливо виляет хвостом, но при этом не забывает гавкнуть пару раз приличия ради. Малыш прибился не так давно. Собака была беспризорной, а в монастыре ее обогрели и приютили.

За чашкой горячего чая настоятельница игуменья Кирилла рассказывает о дальнейших планах:

«Если аварийное здание, которое расположено через дорогу, передадут монастырю, в нем можно будет обустроить странноприимный дом — для паломников. Зимой их принимать негде, а летом приезжие богомольцы ночуют в воскресной школе на полу».

По дороге в храм матушка Кирилла говорит о том, что освятить его в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя Леушинского монастыря — благословил владыка Флавиан, епископ Череповецкий и Белозерский. В храм заходим через боковой вход и поднимаемся по лестнице. Служба уже закончилась, и нашей беседе никто не мешает.

С чего началось возрождение

Сама матушка родом из Карелии, почти пять лет была насельницей санкт-петербургского Свято-Иоанновского монастыря на Карповке. В 1995 году по благословению владыки Максимилиана приехала в Горицы — возрождать разрушенный Воскресенский монастырь.

— Там Божиим промыслом вошло в мою, а точнее, в нашу с духовной сестрой монахиней Николаей жизнь Леушино, — рассказывает матушка Кирилла. — Горицы духовно связаны с Леушино. Второй настоятельницей леушинской общины была горицкая монахиня Леонтия (Коврова). Когда начались нестроения в Горицах, одна кирилловская старица подарила мне хромовые сапоги от своей родной тети — леушинской монахини Варвары (Батьковой). Сапоги пролежали на чердаке 40 лет невостребованными, прекрасно сохранились и мне пришлись впору. Образно говоря, они привели меня в Леушино. Сначала на историческое Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, где мы познакомились с протоиереем Геннадием Беловоловым, в ту пору — настоятелем. А затем, с 2000 года, вместе с питерскими леушанами мы стали ездить в Мяксу на Леушинские стояния. Батюшка поставил в 1999 году Поклонный крест на берегу Рыбинского водохранилища в память о затопленном монастыре. Соборная молитва принесла свои плоды. Намерение возродить монастырь появилось в 2014 году — практически сразу с образованием Череповецкой и Белозерской епархии. Владыка Флавиан заинтересовался историей затопленного монастыря и личностью игуменьи Таисии — приближалось 100-летие со дня ее кончины. По его благословению в мае 2015 года в Мяксе поселились три монахини — мы с матерью Николаей и монахиня Параскева (Олейникова), окормлять нас стал священник Александр Краев, назначенный настоятелем в местный храм. Так было положено начало будущему монастырю.

По словам матушки Кириллы, поначалу жили в чайном домике, перевезенном из Леушинского монастыря. Позже, при поддержке предпринимателя из Всеволожска, купили деревянный дом. В нем до революции жил местный купец, а затем размещались поселковые конторы.

В сентябре 2015 года открыто архиерейское подворье и создана монашеская община. Спустя год, в декабре 2016-го, открыт Новолеушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Игуменьей назначили монахиню Кириллу (Червову), которую в январе 2017 года возвели в сан.

Тяжесть игуменского креста

— Все происходило стремительно: видимо, так было угодно Богу, — говорит матушка Кирилла. — Прошедший год был очень напряженным, но мы с сестрами сполна ощутили помощь и милость Божию по молитвам к матушке игуменье Таисии, нашей небесной наставнице, к которой мы обращаемся в наших духовных и житейских нуждах.

К зиме удалось с Божией помощью закончить основные намеченные работы. Провели газ в келейный корпус. В этом нам очень помогли руководители череповецких предприятий ООО «ГазСервис» и АО «Газпром газораспределение Вологда». Все работы по подключению они осуществили безвозмездно. Также безвозмездно — во славу Божию — предприниматель из Череповца Алексей Зубарев сделал на своем производстве красивые столбики из искусственного камня для ограды вокруг монастыря. Решетки мы заказывали в Воронеже, там дешевле. Рада, что наконец удалось оградить со всех сторон нашу территорию. Мы оформили в собственность все разрозненные участки земли, и теперь уже образовалась своя монастырская территория. Это произошло во многом благодаря руководству и работникам администрации Череповецкого района, которые всегда готовы к сотрудничеству.

В монастырском храме в иконостасе установили два ряда больших икон, их писал иконописец из Вологды Анатолий Зубов. А также закреплены резные украшения. Всю эту высотную конструкцию делал наш работник, директор воскресной школы Николай Смирнов. Он мастер на все руки: пишет иконы и стихи, строил храм.

Постоянных спонсоров, по словам матушки Кириллы, у монастыря нет. Деньги собираются по крупиночке. Как когда-то собирала их игуменья Таисия. Она писала в своем духовном завещании, что каждый кирпичик из открытых ею храмов и подворий омыт слезами — ее и сестер. Писала она также о том, что игуменский крест — самый тяжелый из всех монашеских крестов.

— Могу сказать, что за прошедший год я прочувствовала всю тяжесть возложенного на меня креста, — делится игуменья Кирилла. — Сейчас многие ссылаются на кризис. Но слава Богу, находятся отдельные предприниматели в Череповце и Петербурге, которые жертвуют небольшие суммы на возрождение и устроение нашей обители.

В настоящее время в монастыре проживают десять насельниц. Весной должны начаться работы по строительству келейного корпуса, после этого можно будет принимать новых сестер.

Хозяйства у монастыря нет, и заводить его не планируется, но есть теплицы и грядки. Из живности —
только куры и петух, за которыми ухаживает мать Иоанна, переехавшая в Мяксу из Гаютина.

Все силы монахинь направлены на богослужение: с февраля 2016 года Божественная литургия совершается каждый день. В шесть утра начинают читать монашеское правило, потом — в 8.30 — Божественная литургия, после обеда — псалтирь. Вечерняя служба начинается в 17.00. Таким образом, охватывается весь богослужебный круг.

К монастырю, как отмечает матушка Кирилла, еще привыкают. Это касается как жителей села, так и череповчан. Помогают — кто чем может. К примеру, местные жители: Татьяна Смирнова помогает в храме, Галина Николаева преподает в воскресной школе, плотник из Белозерска Алексей Корнилов сделал веранду к келейному корпусу. Череповчанка Елена Пивоварова — завуч воскресной школы на общественных началах. Всегда готов прийти на помощь череповецкий предприниматель Сергей Шкакин.
В первую годовщину монастыря общественным помощникам вручили 18 архиерейских грамот.

Сбывшийся пророческий сон

Не иначе как чудом называют верующие возрождение монастыря и ссылаются на пророческий сон матушки Таисии. Он был явлен в феврале 1881 года, перед самым назначением в Леушино. Матушка Таисия шла рожью и вышла к наливной воде. Она боялась утонуть, но голос с неба сказал: «Опирайся на посох — не утонешь». Так, опираясь на игуменский посох, матушка вышла к монастырю.

— Сейчас мы собираем материалы для канонизации матушки Таисии в лике святых, — продолжает игуменья Кирилла. — Считаем, что матушка — святая, и все время ощущаем ее небесную помощь. Возрождение монастыря — это тоже чудо по ее молитвам. Есть и другие чудеса.

К примеру, родственница леушинской монахини Маргариты преподнесла нам в дар икону Матери Божией «Троеручица», сохранившуюся от матушки. Тогда икона была темной, лики почти не просматривались. Когда подали документы на открытие монастыря в 2016 году, то заметили, что икона стала светлеть. Однако епархиальная комиссия по канонизации считает, что не хватает информации о случаях чудесной помощи матушки Таисии для ее прославления. Будем молиться и ждать.

— Почему люди уходят в монастырь?

— Такова воля Божия. Господь выбирает, а не мы. Без воли Божией невозможно стать монахом, как считают святые отцы. Сподобиться монашеского — ангельского — чина, подражать ангелам сложно, ответственно и трудно. Это только кажется, что за монастырской оградой тихо, спокойно и сюда бегут от проблем. В монастыре, как на передовой, постоянно идет невидимая брань с врагом рода человеческого. Поэтому необходимо иметь много терпения и смирения, иметь послушание, любовь Христову. Современному человеку порой сложно смирить свою гордыню. У кого не получается это сделать, те уходят. Кто смиряется, молится, просит у Бога помощи, те остаются.

На вопрос, планируется ли возродить особые леушинские традиции, матушка Кирилла отвечает так:

— В Леушинском монастыре был чин неусыпаемого акафиста: в часовне перед чтимыми иконами Божией Матери читали акафисты и каноны. Обычно же в монастырях читают псалтирь. Мы тоже читаем акафисты, но нас немного, поэтому читаем только по субботам — акафисты Богородице, Иоанну Предтече и другим небесным покровителям монастыря.

Самое главное не в том, чтобы возродить леушинские традиции, а в том, чтобы следовать заповедям матушки Таисии. Она писала в «Письмах к новоначальной инокине», что духовную жизнь надо начинать с любви. Любовь Христова выше всех добродетелей и жертв. Поэтому я молюсь, чтобы наша обитель стала островком спасения, куда могли бы приезжать паломники со всех регионов и получать духовное утешение. Чтобы встреча с монастырем послужила толчком исправить свою жизнь, что-то в себе изменить, найти путь к Богу. К нам приезжают разные люди — воцерковленные и не очень. Чаще всего со скорбями и болезнями, редко — поблагодарить Бога. Хотя Бога надо благодарить всегда. Мне кажется, возрождение монастыря — это не только возрождение конкретной святыни, но и всего Череповецкого края, Вологодской земли, а значит, и нашей любимой России в целом. Будет молитва, духовная жизнь, и все вокруг будет преображаться.

Отметим, что в монастырских планах — возрождение Леушинского подворья в Череповце. Место пока не выбрано.

Марина Белая