Россия должна научиться учить

Чего не хватает отечественным образованию и науке? Вопрос непростой, обычно всем так или иначе не хватает денег. Но никакие финансы не решат никакую проблему, если будут использованы неправильно. Сформулируем грубо: во что именно надо вкладывать?

Майские указы

Майские указы президента Владимира Путина от 2012 года все мы привыкли воспринимать с точки зрения повышения зарплат бюджетников, прежде всего педагогов и врачей, и в этом смысле за неполные шесть лет многое изменилось к лучшему.

Однако, как уверены аналитики Высшей школы экономики (ВШЭ), суть масштабной реформы социальной сферы гораздо шире, но многие ее компоненты так пока и не реализованы.

Майские указы предполагали введение механизма эффективного контракта — новый подход к оплате труда бюджетников, призванный уравнять их зарплаты со средними по экономике и ввести для них систему денежной мотивации.

К тому моменту, напоминает «Коммерсантъ», «социалка» пребывала в кризисе, врачи и учителя получали лишь половину от средней зарплаты по экономике, росла доля пожилых кадров.

После введения эффективного контракта, по оценке ВШЭ, материальное положение российских бюджетников улучшилось. Так, в сфере образования средняя зарплата педагогов по итогам 2016 года составила 33,3 тысячи рублей, а преподавателей вузов — 55 тысяч (средняя по экономике — 32,6 тысячи).

Доля педагогов, желающих сменить работу, сократилась за эти годы в 1,3 — 2 раза, вырос и интерес к этой профессии среди абитуриентов вузов. Доля респондентов, считающих, что сфера образования находится в удовлетворительном состоянии, выросла с 58 % до 68 %.

Пересмотр подходов

Впрочем, наивно думать, что рост зарплат сам по себе поможет избавить то же образование от системных проблем.

Не далее как в прошлом номере «Речь» писала о том, что за три последних года в России были лишены лицензий и аккредитаций более тысячи вузов и их филиалов, то есть их число сократилось почти наполовину.

«Зачистка» высшего образования, инициированная Минобрнауки и Рособрнадзором, не вызвала такого ажиотажа, как знаменитая банковская «зачистка» ЦБ РФ, хотя по своим масштабам и важности ничуть не уступила последней.

Конечно, теперь можно надеяться на то, что вузов, дающих некачественное образование, станет меньше и в стране наконец-то удастся изжить откровенную торговлю дипломами. Но одновременно очевидно, что путь только начат, а в системе образования устарело многое: и механизмы аккредитации и оценки, и мотивирование работников (отнюдь не только материальное).

Напомним, что говорил в апреле 2012-го Владимир Путин: «Ведущим бюджетным приоритетом должны стать образование и наука. Именно от этих сфер зависит интеллектуальная, технологическая сила России, качество нашего человеческого потенциала».

Чтобы России удалось выйти на уровень самых передовых в научном и технологическом плане стран, нужно пересмотреть подходы не только к школьному и вузовскому образованию, но и к фундаментальным научным исследованиям.

Проще говоря, вся цепочка от школьной парты к какой-то серьезной разработке должна быть непрерывной. Чтоб в вузах новоиспеченным студентам не советовали в первый же день забыть то, что они проходили в школе, а работодатели не стонали от устаревших знаний и компетенций вчерашних студентов.

Нужен человек

Кстати, работодателей проблема волнует не меньше, чем государство. И если чем и был по-настоящему интересен прошедший в конце января традиционный форум в швейцарском Давосе, так вовсе не разговорами о том, кто из политиков и предпринимателей счел нужным его посетить, а кто нет.

Обратила на себя внимание «русская» сессия Давоса, в которой принимал участие председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов. В ходе дискуссии было заявлено, что в настоящее время рост ВВП в России основан на традиционной экономике, хотя время переходить к технологиям будущего.
Как переходить? Технологическое развитие, передовые технологии не существуют в вакууме и не создаются сами. Нужен человек, причем грамотный, современный человек.

По мнению Алексея Мордашова, России нужно прилагать больше усилий для дальнейшего технологического развития, и она имеет для этого необходимый потенциал. Причем задача инвестиций в развитие производства, в цифровизацию, в технологии стоит не только перед государством, но и перед всеми крупными компаниями.

— В будущем люди будут менять не только работу, но и профессию несколько раз в течение жизни, — пообещал Мордашов. — Отражением этих тенденций являются инвестиции «Севергрупп». Мы активно инвестируем в экосистему онлайн-образования, и это уже даже не столько образование, сколько система развития. И это может быть очень крупный бизнес.

Речь идет о создании образовательных проектов, охватывающих 15 — 20 лет жизни человека, причем цифровая образовательная революция уравнивает в правах доступа к лучшим знаниям жителей любых населенных пунктов.

Онлайн-курсы, онлайн-репетиторы будут нужны не только школьникам, но и, извините, директорам школ, не только студентам, но и простым рабочим.

Что на самом деле важно?

Разумеется, государственные люди и представители крупного бизнеса склонны обсуждать вопросы глобально, отчего «с мест» бывает трудно определить, какой вектор должен быть, в конце концов, у развития образования и науки. К тому же язык образовательной системы отличается сложностью, велеречивостью и изрядным формализмом, а это понимания «с мест» никак не добавляет.

Но вот что ясно как день: на фоне такой важной и долгосрочной повестки разговоры, например, о тех же санкциях начинают казаться какими-то сиюминутными, конъюнктурными, каковыми начинают казаться и сами санкции.

И если удастся сделать так, что в дискуссии об образовании будет вовлекаться все больше заинтересованных лиц, а в пересуды о санкциях — все меньше, это определенно должно пойти всем нам на пользу.

Андрей Савин

16 ноября 2018
В приоритете — развитие территорий
Единороссы подвели итоги реализации партийных проектов и определили задачи на будущее
16 ноября 2018
Учителя жалуются на агрессию учеников
Большинство российских педагогов говорят о снижении уважения школьников к учителям, а треть учителей говорят об ухудшении поведения учащиеся