1 июля 2015

Череповчане строят парковки по-европейски

Благоустройство. Горожане стали активнее создавать в своих дворах автостоянки, но для многих это все еще остается проблемой

От 500 до 4 000 руб. — штраф за несанкционированную парковку согласно областному закону об административных правонарушениях. А штрафовать можно почти в каждом дворе. Как превратить разъезженную землю в цивилизованную автостоянку и сколько это стоит?

Делателей немного

Сейчас делать парковки во дворах Череповца жильцы домов могут только на свои средства. Никакие муниципальные и областные программы в этой области сейчас не действуют. В этом году жители 10 домов согласовали проекты парковок и намереваются их строить. При этом асфальтировать парковку будут только на ул. Остинской, 7, для этого привлекаются средства от аренды помещений дома, причем парковка там почти полностью была сделана еще в прошлом году.

Еще в пяти дворах собственники квартир намерены организовать парковку, не собирая для этого никаких дополнительных средств. Это территории около домов на пр. Луначарского, 10, пр. Строителей, 20 и 35, ул. Устюженской, 24, и ул. Чкалова, 24. Места для парковки будут сделаны за счет подсыпки земли щебнем, в счет тарифа на текущий ремонт и содержание жилья.

Должны также появиться парковки на ул. Юбилей-ной, 18, и пр. Строителей, 49, — в мэрии есть информация, что жильцы этих домов планируют организовать парковочные карманы на собственные средства.

Как сделать парковку во дворе?

Главные враги тех, кто хочет цивилизованную парковку во дворе, — это собственная пассивность и сопротивление соседей. Может быть, конечно, и объективная причина — слишком маленький земельный участок около дома или инженерные сети под землей. Перед планированием парковки нужно взять план земельного участка в мэрии: в комитете по управлению имуществом города. Это может сделать УК или ТСЖ. По плану будет видно, где ваша земля, где чужая, где проходят сети.

Если территории двора достаточно для парковки, важно не постесняться завести разговор с соседями, которые, как и вы, ставят машины на газоне и тротуаре (надеемся все же, что не у самого подъезда). Они наверняка тоже крайне недовольны и не верят, что можно что-то организовать, но тут придется признать, что все зависит только от вас — от тех, кто в этой проблеме буквально застрял всеми четырьмя колесами.

Теперь нужно уговорить соседей, у которых нет своих авто. Если задуманная вами парковка не будет мешать постройке или сохранению детской площадки, позволит спасти газоны и не парковать машины под окнами, жильцы могут пойти навстречу. Уговаривать соседей нужно начинать на очном собрании, назначенном заранее на определенный день и час. Вы можете предложить жильцам как минимум два варианта. Первый: принять решение о строительстве парковки, в которую вкладываются все жильцы дома (за счет тарифа на техобслуживание, за счет дополнительных взносов с квадратного метра или на средства от аренды). Второй: голосовать всем домом, чтобы парковка была, но скидываться на нее будут лишь те, кто станет ею пользоваться. Окончательное решение принимается путем заочного голосования, если только вы каким-то чудом не собрали больше половины дома на очной встрече. Обычно если скидывается весь дом, то и машины на эту парковку смогут ставить все жильцы. Если раскошеливаются только несколько автовладельцев, они, как правило, распределяют места между собой и не пускают других. Если решение о создании парковки принято двумя третями голосов и участок, где будет стоянка, определен — нужно сделать проект. Заказывается он в проектной организации. Далее этот проект должен пройти согласования в управлении архитектуры города, у коммунальных организаций. Лучше, чтобы согласования проводили не жильцы, а та же проектная организация. В случае нестыковок составители проекта будут знать, как его подкорректировать, чтобы не нарушить правил и по максимуму учесть пожелания собственников.

Согласования нужны, чтобы ненароком не разбить парковку на чужом земельном участке, на инженерных сетях (при первой же аварии парковку придется ломать). В конце концов комитет по благоустройству и охране окружающей среды города должен выдать разрешение на производство работ. Заключаете договор со строительной фирмой — и вперед. Отдельные нюансы по созданию парковочных мест вам разъяснят в департаменте ЖКХ, там же выдают методические пособия на эту тему. Так что обратитесь туда (пр. Строителей, 4а) или в Службу жилищного просвещения в вашем районе (телефон: 57-12-87).

Своя или муниципальная

Людей, заявляющих о своей проблеме, гораздо больше, чем тех, кто уже начал строить парковку. Так, председатель ТСЖ на Октябрьском пр., 48, Ольга Ефимова уже сделала несколько шагов к созданию автостоянки, но наткнулась на препятствия.

— У нас нет места для организации парковки, а нужна она владельцам 52 машин, — говорит Ольга. — В 15 м от дома находится детский сад, и там проходит канализация. Есть место, где могут поместиться только 10 машин. Все равно все паркуются у детского сада, земля разъезжена. Мы предлагали жильцам парковку у гипермаркета недалеко от дома, но они отказываются.

Елена Романенко, начальник отдела по профилактике правонарушений управления административных отношений мэрии, считает, что в таких случаях негоже брезговать парковками у гипермаркетов или свободными муниципальными.

— В настоящее время разрабатывается и согласуется инвестиционный проект «Парковочное пространство» в Зашекснинском районе, — говорит она. — На отдельных территориях будут создаваться муниципальные парковки, но они будут предоставляться не бесплатно, а по бюджетной стоимости.

«К нам встают в очередь»

Расскажем об одной образцово-показательной парковке во дворе. Поначалу кажется, что сделал ее застройщик дома, а не жильцы на свои деньги. Мы уверены, что сейчас сделать такую стоянку легче, чем три года назад, было бы желание.

Когда мы озаботились поиском удачных примеров дворовых парковок, председатель ТОСа «Черемушки» Евгений Алексеев не задумываясь указал нам на ул. Рыбинскую, 42. Такую парковку, как там, можно увидеть разве что около домов элитной застройки.

Но этот дом обычный, а образцовую парковку — асфальтированную, со шлагбаумом, забором, видеонаблюдением, открываемую чипованным ключом — жильцы сделали на свои деньги. Причем не все, а только те, кому нужна была эта стоянка. Ее пользователи соблюдают составленный ими же свод правил: не прогревать машину слишком долго, не ремонтировать ее на парковке, быть вежливым с соседями, выходить на субботники и т. д.

Председатель ТСЖ «Рыбинская, 42» Владимир Аношкин рассказал «Речи», что подвигнуть соседей на строительство такой парковки было очень сложно — больше года ушло только на обсуждения проекта. А сегодня сюда уже выстроилась очередь автовладельцев, которые ждут, когда освободится местечко. За право ставить свое авто на этой парковке люди готовы заплатить больше той суммы, которую отдавали ее строители, — а отдавали порядка 25 тыс. рублей с автомобиля.

— Изначально на месте парковки было пустое поле, — вспоминает Владимир Аношкин и показывает на такое же у соседнего до-ма № 40. — Когда мы начали планировать организацию парковки, мы объясняли жильцам, что прилегающую территорию благоустроим. Но проект на первых порах шел с большим трудом. На парковку в 50 мест сначала было только 18 желающих. Это теперь ее просят расширить, хотят присоединиться и жильцы соседних домов. Я не против, но мы проделали в свое время очень много работы, теперь очередь других: если хотят, пусть строят еще одну.

Проект ТСЖ заказывало в специальном бюро, которое самостоятельно проводило все необходимые согласования. Подрядчика, который сделал бы стоянку, искали сами, изучая цены и возможности строительных организаций. К самому главному подошли основательно: сначала рабочие перекладывали грунт, подсыпали его мелкой фракцией, утрамбовывали, а затем укладывали толстый слой высококачественного асфальта. Прилегающую территорию благоустроили, как и обещали: посеяли траву, посадили кусты.

Детская площадка, сделанная еще застройщиком дома, осталась, к ней со временем ТСЖ докупило еще пару элементов. Но, закончив с парковкой, занялись проектом нового развлечения для детей — сделали детский городок, общий с соседними домами на ул. Рыбинской.

— Мы проводили опрос среди жителей домов, нужна ли им большая детская площадка, и если да, то где они хотят ее видеть. Пришли к выводу, что городок нужен. Обошелся он в общей сложности в 500 тыс. рублей с четырех домов. Сейчас мы участвуем в грантовом конкурсе: хотим добавить к этому городку спортивный инвентарь, — не останавливаются на достигнутом Владимир Аношкин и его соседи по дому.

Жители дома на Шекснинском пр., 32, как и горожане с Рыбинской, 42, делали асфальтированную парковку три года назад.

— Место обошлось в 12 тыс. рублей, это уже с учетом стоимости проекта, — ответил на наши расспросы Евгений Алексеев, который помимо ТОСа председательствует и в ТСЖ. — Мы просто получили согласие от собственников, а дальше всем занимались уже сами. Теперь еще поставим шлагбаум и забор, чтобы посторонние не заезжали на нашу парковку.

Юлия Бочкарева