23 декабря 2014

Карлсон поселился в Камерном театре

Премьерой спектакля о Карлсоне в городе открылась череда новогодних представлений

Карлсон впервые «вылетел» на сцену Камерного театра в минувшее воскресенье. В ближайшие две недели у горожан, юных и взрослых, будет выбор, где «нагуливать» новогоднее настроение: с премьерами выходят все дворцы и учреждения культуры.

Полное название спектакля Камерного театра звучит так: «Карлсон, которого ждут все». Для коллектива театра премьера действительно стала долгожданной — о спектакле говорили давно. Исполнитель роли Карлсона Николай Филатов признался корреспонденту «Речи», что мечтал прицепить к спине пропеллер много лет. А главный режиссер Камерного театра и постановщик спектакля о Карлсоне Татьяна Макарова рассказала, что любит произведения Астрид Линдгрен. Но обо всем по порядку.

Спектакль открывается музыкой из легендарного советского мультфильма, но на этом родство постановки и мультика заканчивается. Череповецкий Карлсон не так проказлив и прожорлив, как его нарисованный «родственник» (варенье в спектакле практически не упоминается), но гораздо добрее его. Малыш в исполнении новой актрисы Камерного театра Валерии Горелкиной (по словам Татьяны Макаровой, эту девушку со звонким голоском и брали в расчете на роли мальчишек и девчонок в детских спектаклях) весел и энергичен, тогда как мультяшный Малыш то и дело грустил и сомневался. И понятно почему: на сцене родители Малыша (Алена Родина и Матвей Пирушкин) получились ничуть не строгими, временами напоминая поклонников бардовской песни. Фрекен Бок в исполнении Екатерины Калошиной была ближе всех к известному по мультику образу. Высокая прическа (красно-фиолетовые волосы), большая грудь, низкий голос, гигантский ридикюль. Попасть к такой на воспитание действительно было страшновато. Этот образ должен пугать не только юных зрителей, но и их родителей. Губительность авторитарного стиля воспитания обнажилась в ходе спектакля (в мультфильме эта тема не отражалась): выяснилось, что прежний воспитанник Фрекен Бок, который всецело был под ее железной пятой, вырос грабителем и вором.

Карлсон в постановке Камерного театра проявляет себя в качестве педагога гораздо ярче. На крыше они с Малышом не варенье трескают, а любуются красотой звезд и изучают созвездия. Зрителям эта возможность тоже представляется: на несколько минут потолок Камерного театра загорается сотнями «звезд». Карлсон рассуждает на крыше о том, что сегодняшних людей звездами не заинтересуешь. «Им нужны телевизоры, компьютеры и планшеты», — говорит он с горечью. Астрид Линдгрен умерла до изобретения планшетов, но вряд ли стала бы возражать против такого добавления в свой текст. К слову, одним из авторов инсценировки выступила режиссер Татьяна Макарова.

— Часть сцен из инсценировки, которую мы взяли за основу, я выбросила и заменила сценами из книг, — сказала она. — Зачем? Чтобы оживить постановку и приблизить к сюжету книги, которая мне ужасно нравится. Ввели кое-какие современные реалии.

Новые технологии коснулись и образа самого Карлсона. В его костюме можно найти провода и батарейки, благодаря которым его пропеллер крутится. Пропеллер переделал из комнатного вентилятора заведующий художественно-постановочной частью Сергей Чернев. На сцене Николай Филатов более часа «летает» и бегает в штанах, набитых ватой, часть времени проводит в меховом костюме привидения, а потому из «доспехов» выскакивает мокрый с ног до головы. «Я давно хотел сыграть эту роль, знал, на что шел», — говорит он. «Так все же какого возраста Карлсон, который называет себя мужчиной в полном расцвете сил?» — интересуемся у специалиста. «А наверное, сколько лет назад Линдгрен придумала Карлсона, столько и ему», — предполагает актер Филатов. В таком случае в следующем году герою исполнится 60.

Тут Баба-Яга, а там Алиса

Во Дворце металлургов со вчерашнего дня идет новогодний спектакль «Про Иришку и Тошку, Бармалея и Бабку-Ежку» (0+), показы продлятся до 6 января. За новогодние спектакли во Дворце металлургов отвечает цирк «Супер-Скок», потому они всегда напичканы акробатическими трюками и неожиданными поворотами сюжета. Впрочем, и традиционные элементы новогоднего действа присутствуют: песни, музыка, танцы и Дед Мороз со Снегурочкой. По сюжету Бармалей и Баба-Яга воруют елочку, чтобы испортить праздник, но смелая детвора отвоевывает зеленую красавицу.

Во Дворце строителей сегодня пройдет премьера новогодней постановки «Новогодние приключения Алисы» (0+), показы спектакля продлятся до 5 января. По сюжету выдумщица Алиса вкатывается в маленькую дверь зимы на санках кролика и попадает в Страну чудес. В снежном государстве ее ждут яркие приключения, встречи с известными сказочными персонажами и неожиданными героями. Спектакль поставлен цирком «Пируэт», и артисты не преминут показать свое мастерство. В том же дворце Детский музыкальный театр покажет малышам программу «Новогодние топотушки» с кукольным спектаклем «Подарок для Снегурочки» (0+).

В конце недели, а именно 27 декабря, во Дворце химиков пройдет премьера спектакля «Тайна пропавшей елки» (6+). Жанр представления — новогодний детектив. Дети, герои спектакля, играли в сыщиков и наткнулись на жуткую тайну, которую и будут расследовать вместе со зрительным залом. В дни новогодних праздников (с 27 декабря по 6 января) во Дворце химиков также будут проходить новогодние хороводы для малышей «Снежный бум» (0+).

А за три дня до Нового года, 28 декабря, артисты городской филармонии споют и сыграют концерт «Новогодник» (12+), посвященный любимому празднику. Это единственное мероприятие в году, когда на одной сцене можно увидеть всех артистов Филармонического собрания. Днем ранее в этом же зале певица Екатерина Божева представит программу «Снежные песни зимы» (12+), а 10 и 11 января на подмостках филармонии будет показано кукольное представление «Рождественский вертеп» (6+).

Сергей Виноградов