19 декабря 2014

Череповец услышал Древнюю Русь

В городе выступил ансамбль «Русичи» с самодельными инструментами и старинными песнями

13 декабря на сцене Камерного театра состоялся первый концерт в рамках проекта «Городские встречи». Героями концерта с продолжением стали в этот раз реконструкторы русской народной песни и древних инструментов. Горожане были поражены такой музыкой.

Со всей России в Череповец

На концерте «Русичей» в Череповце собрались не только жители нашего города. Ансамбль этот, созданный в 1985 году, уникален. Его участники с громким успехом колесят по всему миру с гастролями, а по русским деревням — с экспедициями. Услышать его — попасть в прошлое.

Один только пример. Житель Краснодара, узнав, что в Череповце состоится концерт «Русичей» и газета «Голос Череповца» разыгрывает билеты на него, позвонил в редакцию, чтобы поучаствовать в конкурсе и приехать в Череповец.

— Мы давние поклонники творчества «Русичей». Детям тоже нравятся некоторые старинные песни: поют вместе с нами дома, — рассказывает «Речи» Ксения из Устюжны, привезшая на концерт трех своих очаровательных дочек.

История в песнях

Прошлая суббота в Череповце выдалась вьюжная, но четверо закаленных мужчин, будто сошедших с картин, изображающих богатырей, даже немного позавидовали тому, что у нас настоящая северная зима. Как и полагается богатырям, они в знак приветствия отвесили перед полным залом Камерного театра низкий поклон и заиграли северную былину «Богатыри на заставе».

Публика, широко раскрыв глаза, рассматривала древнерусские костюмы и не менее древнерусские прически и бороды музыкантов. Позже артисты признались зрителям, что даже стригутся по древним традициям, а костюмы шьют сами. Инструменты, из которых «Русичи» извлекали звуки, пожалуй, и есть истинные машины времени. Слушая, как в нескольких шагах от тебя звучит Древняя Русь, теряешь ощущение реальности.

Артисты исполняют песни XI — XIX вв. Череповчане услышали деревенские напевы под пастушьи рожки, воинские (казачьи) песни, исполняемые а капелла, исторические баллады о Пугачеве, о разрушенном войной «Казань-городочке». А под игровые-плясовые песни несколько женщин из зала не побоялись поплясать и на сцене.

— Изумительный концерт! Ноги сами идут в пляс, — весело рассказывает после концерта одна из танцевавших с «Русичами», Галина. — А когда исполняют духовные песни — здесь, поверьте, эмоции невероятные! Вроде бы артист палочкой по струнам водит — а слышишь гармоничную музыку, видишь перед собой картины природы, целые образы. В первый раз вижу в нашем городе таких необычных людей, связанных с русской историей. Раньше я творчество «Русичей» не слышала, а теперь стало интересно. Хочется, чтоб приехали к нам и другие исполнители подобного направления.

Услышали горожане и многим знакомые песни («Ой да ты калинушка»), и совсем редкие. Запомнилась не только необычная музыка, но и сюжеты баллад. Запал, например, в душу образ сестры милосердия, которая в песне утешает и оберегает раненых, а сама больна, пишет письма от них женам, а у самой давно убит на войне муж.

Просветительские посиделки

Обещанное продолжение концерта состоялось. Правда, испить чаю с баранками вместе с «Русичами» не получилось. Зрители, наскоро пригубив чаю и проглотив баранку, побежали занимать места в фойе на втором этаже. Тем, кто жевал слишком долго, остались только стоячие места. Желающих пообщаться с «Русичами» было так много, что им все же пришлось говорить в микрофон, хотя десятью минутами раньше они объявляли со сцены, что это неудобно.

Первым делом зрители задали вопрос, конечно же, об инструментах. Руководитель коллектива с самого его основания Виталий Галицкий сказал, что все инструменты коллектив делает своими руками. Когда-то Галицкого попросили отреставрировать старинную лиру, за дело взялся с опаской, хотя до этого сам делал гитары, — но получилось.

— Инструменты эти очень капризные. Если с ними не общаются, не играют на них долго, они обижаются, не звучат, — раскрывает секрет участник ансамбля Валентин Жигалин. — Если инструменты сделаны из одного дерева, они начинают ладить между собой, становятся как родственники друг другу, тембрально очень похожи. А когда к ним добавляется новый инструмент, его долго приходится приспосабливать к остальным.

Больше всего заинтересовала публику колесная лира. Издалека похожа на шарманку. Владимир Яворский крутит ручку, и получается звук, но куда более приятный, чем у шарманки. Коллектив прекрасно помнит, что делали эту лиру в 1990 году, в Пасху, в Калуге на гастролях. Инструмент такой же, как и остальные: долбленый, простой, без лака и краски, намазан варом, натерт скипидаром.

— У казаков такой инструмент называется «донской рылей». А на Руси с колесной лирой ходили калики перехожие, пели духовные стихи, — просвещает публику Андрей Сенин. — Здесь четыре струны, вечное колесо, жилы животных — струны, на них шерсть, обработанная канифолью.

— А зачем шерсть? — раздается из зала.

— Струны из жил быстро стираются.

Еще показали гусли, похожие на арфу. Играют на них не на коленях держа, а стоя. Нашли подобный инструмент впервые в 1960-х годах при раскопках в Великом Новгороде. Виталий Галицкий увидел этот инструмент и сделал такой же. Продемонстрировали гудок, чем-то похожий на скрипку. На гудках играли в давние времена скоморохи. Сейчас для нашей страны этот инструмент крайне редок, а «хор» гудков можно услышать только у «Русичей».

— Скоморохи высмеивали царя, бояр, священников, поэтому при царе Алексее Михайловиче был введен запрет на гудки. И он в России до сих пор официально не снят, — с улыбкой замечают «Русичи».

Есть у коллектива лютня, реконструированная по изображению на фреске Софийского собора в Киеве.

Сопелка, или дудка-калюка, сделанная из борщевика, вызвала оживление среди дачников, у которых на участках пруд пруди таких сопелок. «Русичи» проинструктировали горожан, как можно из ненавистного растения сделать музыкальный инструмент. Срывать его нужно поздней осенью или зимой, чтобы не получить ожог второй степени. Показали, где нужно сделать срез, и дали публике поиграть на такой дудке.

Одна из женщин-слушательниц поинтересовалась: «Не проводите ли вы мастер-классы по игре на этих инструментах? Мы бы обучились!» Музыканты ответили, что проводят мастер-классы обычно во время фестивалей, но могут и специально организовать по приглашению. В общем, Череповец готовится...

Зрители также попросили артистов представиться, рассказать, кто у них еще есть в коллективе (а есть на данный момент еще самый молодой — 37-летний Александр Дерябин). Интересовались, где собирают бывшие «Московские рожечники» материал для песен. Узнали, что это Владимирская область, Дон, Подмосковье (Валентин Жигалин записывал песни своей бабушки), северные районы.

— Где вы сейчас работаете? Кто у вас начальство? Перед кем отчитываетесь? — вызвав взрыв смеха в зале, спросил один из мужчин.

— Первое наше начальство — это наши жены, перед ними мы отчитываемся по полной, — с улыбкой ответил Жигалин. — А так мы работаем в Московском государственном историко-этнографическом театре. Мы там играем как музыканты и как актеры.

— А почему нет балалайки? — не унималась публика.

— Она у нас есть, и на некоторых концертах мы ее используем. Но балалайка — это инструмент уже более современный.

— Ребята, девушки выступающие у вас есть? Или русская песня только мужская?

— Не надо нас про это каждый раз спрашивать, — смеясь стал отпираться Валентин Жигалин. — Вон девушек полный зал — все мои! Зачем мне это надо, у нас жены дома. Давайте лучше споем.

И запели вместе со зрителями «Ой да ты калинушка»...

Если инструменты сделаны из одного дерева, они начинают ладить между собой, становятся как родственники друг другу, тембрально очень похожи.

Песни «Русичи» находят в экспедициях, инструменты воссоздают по музейным экспонатам, костюмы шьют сами, прически делают под старину.

Юлия Бочкарева