18 декабря 2014

Противостояние льда и соли

«Спецавтотранс» ждет морозов, чтобы опробовать на череповецких улицах рассол собственного производства. Новый реагент предназначен для борьбы с накатом.

В минувшие выходные погода была щедра на снежные осадки. За пару дней город укрыло белым одеялом. Дорожно-коммунальным службам пришлось в срочном порядке выводить всю технику на улицы, чтобы справиться с заносами. А уже в понедельник выпавший снег стал таять и превратился в грязную кашу. Капризы природы... «Голос...» узнал, готовы ли дорожники к суровой ледяной зиме и какие реагенты есть в их арсенале.

Хлористый натрий

Наверное, первое, что приходит на ум, — это пескосоляная смесь, в составе которой обычный речной песок и техническая соль, натрий хлористый. Это та самая коричневая дорожка, петляющая по тротуарам и дворам, по которой обычно стараются идти пешеходы, чтобы не поскользнуться. На базе «Спецавтотранса», муниципального предприятия, отвечающего за уборку города, эта смесь хранится... горами. Да, две песчаные горы посреди асфальтового поля. На глаз высотой метров пять.

— В одной смесь соли и песка в соотношении 1 к 5, в другой — 1 к 7, — поясняет мне Сергей Панков, начальник колонны уличной уборки. — Чем холоднее на улице, тем больше соли необходимо. А вот в этих мешках, — указывает мой собеседник на десятки белых пакетов, выстроенных в ряды, — чистая соль — техническая. Она не белого, а коричневатого цвета. Соль полностью растворяется, следов не остается: чистый асфальт. Но ей, как и любому реагенту, нужно отработать 3 — 4 часа — сгребать нельзя.

— А как вы решаете, где посыпать чистой солью, а где смесью?

— Мы обычно делим город. Солью стараемся посыпать центр города, историческую часть, так как там интенсивнее движение, больше людей ходит, чтобы грязи меньше было, песка. А для промзоны — улиц Парковой, Устюженской, Стройиндустрии, Мира — используем пескосоляную смесь.

Раскидывают реагенты, естественно, машины. Причем старому поколению техники доверяют только смесь и только ту, в составе которой более крупный песок. А современные МКДУ (многофункциональные комбинированные дорожно-уборочные машины) рассыпают оба вида средств. Почему такое разделение?

— Расход старых машин очень велик, они у нас очень щедрые, — шутит Сергей Александрович. — А новые МКДУ работают в заданном режиме, который выставляется в зависимости от ширины улицы, и удается выбрасывать смесь по норме, чтобы она не летела на газон.

«Вилле», выручай!

Также для посыпки сухих реагентов используют и многофункциональные погрузчики. «Вилле», как для краткости именуют их дорожники — по названию фирмы Wille, — «на все руки мастера»: прометают асфальтовое покрытие, сгребают грязь и снег, выполняют ювелирную работу по очистке участков вдоль бордюров. И срезают наледь с помощью гидравлического ножа. Это одна из многочисленных насадок «Вилле».

— Недавно горело здание, где был торговый центр «Петровский», — приводит пример Панков. — После тушения пожара воды было, наверное, сантиметров двадцать. Она замерзла, естественно. Так вот «Вилле» содрал всю наледь за четыре часа. Вещь, конечно, нужная. Раньше мы обслуживали Заягорбский район, там часто прорывало колонки: вода хлынет, и все замерзнет. Около гаражей в районе улицы Олимпийской постоянно наледь образуется. А погрузчик может быстро справиться с ней.

Свои растворы

Если говорить о реагентах в жидком виде, то это хлориды — минеральный раствор, добываемый из глубокой скважины в Ботове. Разливают хлориды поливалки — КамАЗы с 20-кубовыми цистернами. Сзади у машин с двух сторон расположены форсунки — распылители, которые бьют тоненькими струйками. Расход реагентов опять же дозирован и рассчитан благодаря умной настройке.

Используются хлориды до минус 7 градусов, в более холодную погоду эти солевые растворы могут замерзнуть. Но в этом году «Спецавтотранс» закупил две установки для собственного производства рассола, который можно использовать при минус 20 градусах. В емкостях смешивается вода с солью. Концентрация рассола выставляется в зависимости от погодных условий: чем суровее мороз, тем больше кладется соли. Агрегаты уже полностью готовы к работе, но еще не запущены: деньки стоят слишком теплые.

— Соляной раствор хорош для избавления не только от наледи, но и от наката, — разъясняет Сергей Александрович. — Вся специфика в том, что реагенты желательно положить под снег в виде своеобразной прослойки между асфальтом и снежным покровом. Тогда раствор будет разъедать снег снизу, чтобы он не налипал на асфальт от колес машин. Но здесь главное — успеть выйти для обработки дорог в первые полчаса снегопада. Тогда будет эффективнее результат.

Основное преимущество жидких реагентов в их «чистоте». Никакого песка, как в случае с пескосоляной смесью, на дорогах не остается.

— У нас весна начинается с уборки, — продолжает мой собеседник. — В прошлом году с одного участка — от улицы Безымянной до конечной остановки 1-го маршрута — мы за одну ночь вывезли 90 кубов песка. Это 9 машин.

То есть применение реагентов собственного производства позволит «Спецавтотрансу» сократить затраты на обработку дорог и снизить количество весенней грязи. Вопрос только в том, будет ли у нас настоящая зима, а не весенняя распутица.

Елена Молчанова

15 февраля 2019
Решили, что будем благоустраивать
В список вошли 15 общественных территорий