11 декабря 2014

Раскрыты дворцовые тайны

Цирковой зал, загс, кинотеатр, вращающаяся сцена, музей — малая часть истории Дворца культуры «Строитель», который едва не превратился в бизнес-центр.

Свое 60-летие на прошлой неделе отметил ДКС. Журналистам «ГЧ» устроили персональную экскурсию по уголкам учреждения, обычно скрытым от зрителя. Нашим гидом стал Степан Шаверин, который возглавлял дворец с 1993 по 2005 год, а перед этим более 15 лет вел здесь работу, будучи заместителем председателя профсоюзного комитета по культурно-массовой работе треста ордена Ленина «Череповецметаллургстрой».

Пристройка

Оказалось, в ДК «Строитель» очень много уголков, имеющих любопытную историю. Да что там уголки — сами строения уникальны! Мы привыкли условно делить ДКС на старое и новое здание. А знаете ли вы, что новое здание на самом деле пристройка? Во всяком случае, официально.

Клуб строителей сдали в эксплуатацию в 1954 году. Решение о строительстве было принято трестом в 1952 году, и два года учреждение располагалось на Советском проспекте, в здании нынешнего Камерного театра. В 1955 году клуб стал дворцом.

Город рос, и лет через 10 возникла необходимость расширить дворец. Но вот беда — в 1960-е годы уже не разрешалось возводить новые здания за счет собственных средств строительного треста. Но пристроек этот запрет не касался. Поэтому и появилась «пристройка», превосходящая по размеру прежний дворец. Автором «пристроечной» идеи да и инициатором строительства обоих зданий был Дмитрий Николаевич Мамлеев.

— В зрительном зале старого здания было 330 мест, — рассказал Степан Иванович. — В новом зале — 950. Тогда это был самый большой концертный зал в области, акустика, звук, свет — все соответствовало самым высоким требованиям. И главное: с новым зданием у нас появилась возможность отдать под кружковую работу больше помещений.

Первым коллективом, который обосновался в клубе строителей, стал цирковой кружок. Когда строилось второе здание, главный режиссер цирка Леонид Лившиц лично отследил судьбу нового циркового зала — от стадии чертежей до окончания строительства. Это огромное помещение с множеством подвесных приспособлений и другим оборудованием для тренировок. Ни в области, ни во всем Северо-Западе нет ничего подобного такого уровня в клубном учреждении.

Любопытной была прогулка за кулисы «новой» сцены. По обе стороны расположены большие гримерные — залы, где частично хранится реквизит, декорации. Когда-то под потолком проходили монорельсы, при помощи которых сюда из грузовых машин с улицы перемещали особо крупные вещи. Сама сцена оборудована вращающимся кругом под верхним покрытием. При необходимости покрытие убирают.

До конца 1980-х годов в ДКС располагался городской загс, обосновавшийся здесь фактически с момента открытия нового здания. Находился он на втором этаже, где теперь диско-салон.

— Молодоженов встречали на первом этаже, у центрального входа, на втором фотографировались и расходились по комнатам: для невесты, для жениха и для свидетелей. А затем под свадебный марш шли в зимний сад, где проходила регистрация брака.

В этом здании располагалась проф-союзная библиотека, часть помещения которой ныне является танцевальным классом.

Ленин и сотоварищи в убежище

Ничуть не менее интересным оказалось «старое» здание. Так, мы узнали, что в здешнем подвале есть бомбоубежище.

— Дворец строился в разгар холодной войны, — объяснил Степан Шаверин, проводя нас в подвал, где только что включил освещение.

Мы спустились по небольшой, но крутой лестнице. Внутри оказалось на удивление просторно — вещей практически не было. Правда, у стены стоял бюст Владимира Ленина. Подвал представлял собой несколько «комнат», расположенных по сквозному принципу. Чем дальше идешь, тем более теплым и влажным становится воздух. Сейчас в одной из самых дальних «комнат» центр системы отопления, а до того, как здание подключили к центральному отоплению, здесь была собственная котельная. В соседствующем отсеке нашлись и «товарищи» Ленина — Энгельс и Маркс, — также в виде бюстов.

Степан Шаверин показал мощные металлические двери, которые были заперты. Объяснил, что изнутри они закрываются на круговой механизм — такие штурвалоподобные замки-вентили нередко можно увидеть в кино. Оказалось, что в подвале хранят те искусственные елки, которыми украшают дворец к новогодним праздникам, включая большую, выставляемую на площади перед зданием.

Следом за цирком появился кукольный театр. Сейчас он находится в том же помещении на первом этаже, где размещался изначально.

На втором этаже есть зрительный зал, где еще и «крутили» кино. Но в 1970-х годах кинотеатр, выражаясь современным языком, стал нерентабельным, и показ фильмов постепенно сошел на нет.

Предложение

Дворец культуры строителей был профсоюзным учреждением, и все шло хорошо до 1991 года. Из-за известных событий в стране стали возникать проблемы. Дворец фактически оказался в свободном плавании — уже без поддержки профсоюза и без помощи мэрии. Тогда же стали появляться первые бизнесмены. Двое успешных братьев-предпринимателей предложили дворцу сделать из зданий бизнес-центр, сдавать помещения в аренду. Предполагалось, что из всех коллективов останется только цирк. Но других вариантов не было.

— Мы сели за стол переговоров в кабинете директора, — продолжает Степан Иванович. — Помню как сейчас. Тут сидят братья, тут зам начальника ВО ЧМХС (трест к тому времени стал Всесоюзным объединением «Череповецметаллургхимстрой» — прим. авт.), здесь я, здесь директор. Обсуждаем условия. И вдруг заходит Леонид Валентинович Лавров, на тот момент начальник отдела культуры мэрии, и говорит: отдел тоже хочет стать соучредителем. Ребята-предприниматели переглянулись: они поняли, что не будут полноправными начальниками. Оба встали и ушли.

С 1 июля 1992 года ДК стал муниципальным учреждением. Поскольку он уже не относился к профсоюзу, было не совсем логично продолжать называть его Дворцом культуры строителей. Но решили не менять название радикально, поэтому теперь в нашем городе есть Дворец культуры «Строитель».

Елена Бжания