Дворец строителей — бодрый пенсионер

Дворец строителей — бодрый пенсионер

Юбилей с ветеранами и молодежью отметили тряпичные артисты, сшитые для театра кукол 60 лет назад

Дворец культуры «Строитель» в свои 60 лет остается молодым и прогрессивным и готовится открыть виртуальный филиал — красочный современный сайт. Об этом было объявлено на праздничном вечере: 60-летие отметили чествованиями, поздравлениями и творческими номерами.

Клуб, дворец, ДКС

На юбилейный вечер можно было попасть по пригласительным билетам. Сегодня во Дворце культуры «Строитель» в 119 клубах занимаются без малого две тысячи человек, что уже вдвое превышает вместимость большого зала. А если сосчитать людей, которые прошли через коллективы дворца за 60 лет его существования, то наберется не меньше половины города. Но ведь дворец не резиновый...

Фильмом о том, какой же он и как тяжело строился и как ярко открывался, начался юбилейный вечер в минувшую субботу. Дворец культуры «Строитель» можно назвать одним из украшений города и первым зданием с архитектурными изысками в Индустриальном районе Череповца. Строители — а 60 лет назад город фактически был одной большой стройплощадкой — возвели свой дворец задолго до того, как собственными ДК обзавелись металлурги и химики.

История дворца началась еще при Сталине, в 1952 году. Инициативу постройки дворца проявили партийный и профсоюзный комитеты строительства металлургического завода, а управляющий трестом «Череповецметаллургстрой» Дмитрий Мамлеев поддержал. Вскоре был заложен фундамент будущего клуба «Строитель» — именно под этим названием он проходит по бумагам. Учреждение торжественно открыли в канун новогодних праздников в декабре 1954 года. Череповчане, которые помнят открытие клуба, рассказывают, что для переживших войну обитателей серых бараков новое здание казалось сказочным дворцом, перенесенным в город по щучьему велению.

В 1960 году клуб «Строитель» официально переименовали во Дворец культуры строителей. А спустя семь лет к нему было пристроен второй корпус, с залом на 950 мест, который по сей день называют новым зданием.

— Тогда, в середине 60-х годов, я был заместителем секретаря комитета комсомола стройки и участвовал в организации субботников во время постройки этого нового здания, — рассказал корреспонденту «Речи» бывший директор дворца Степан Шаверин. — Новое здание появилось во многом благодаря смекалке нашего строительного руководства. Когда стало очевидно, что помещений для занятий и массовых мероприятий не хватает, решили возводить новый зал. Но как? Пробить новый дворец было практически невозможно. И тогда его оформили как пристройку к старому зданию. Ни одного государственного рубля потрачено не было: Дмитрий Николаевич Мамлеев расписал по подразделениям, кто какие работы выполняет на новом здании, и оно было построено.

Во дворце занимались около двух тысяч человек — не только танцевали, пели и играли на инструментах, но также выпиливали и выжигали, шили мягкую игрушку и конструировали, обучались фотографировать и «крутить» фильмы. С годами количество и разнообразие кружков только росло. Дворец стал домом и для ветеранов стройки — здесь создан прекрасный музей.

Заключительным аккордом праздничного вечера стал выход на сцену представителей местных властей с поздравлениями и поощрениями юбиляров. В частности, ряд наград творческим работникам дворца вручил первый заместитель мэра Череповца Александр Сергушев. «За годы работы Дворца культуры строителей десятки тысяч череповчан прикоснулись к миру прекрасного, к культуре и искусству», — отметил он.

Директор № 13, директор № 15

«Поймать» директора Дворца строителей, пусть даже и бывшего, для задушевного разговора за час до праздничного концерта сложная задача. Два руководителя, настоящий и позапрошлый, работают во дворце одновременно — и одновременно были заняты подготовкой вечера. По подсчетам Степана Шаверина, отдавшего 30 лет руководству дворцом, он был тринадцатым директором от сотворения здания и до сих бывает в нем ежедневно — курирует ветеранское направление. Сегодня дворец возглавляет пятнадцатый руководитель, Иван Лобанов.

— Пятнадцать лет я был заместителем председателя профсоюзного комитета стройки и курировал культурно-массовую работу, в том числе дворец и еще 10 клубов, — рассказал нам Степан Иванович. — После этого другие 15 лет я был директором дворца. Я не припомню такого, чтобы за все эти годы нам приходилось зазывать людей заниматься в кружки или коллективы. Порядок такой, был и остается: летом дается объявление в газету и выкладываются тетради с названиями коллективов на вахте. А люди записываются. И пустых тетрадей я не припомню. Большинство наших коллективов не нуждалось в представлении, в городе их прекрасно знали. Когда человек попадает к нам, его очень быстро затягивает, и он может переходить из коллектива в коллектив.

Сегодня в ДК «Строитель» работают 119 клубов, причем их количество ежегодно увеличивается. Система здесь такая: авторы идей или наработок приходят к руководству дворца и рассказывают о себе, а там решают, брать новое образование под свое крыло или нет.

— Приходится слышать о том, что Дворец строителей считают учреждением для пожилых, — сказал директор Иван Лобанов. — Не могу с этим согласиться. Наш дворец для всех. Посмотрите на тех, кто у нас занимается и кто приходит на концерты наших коллективов, — самая разная публика, от самых маленьких детей до ветеранов.

Тут и люди, тут и куклы

Среди коллективов и клубов дворца есть свои старожилы. Самыми возрастными считаются цирк «Пируэт», театр куклы и актера «Золотой ключик», ансамбль «Северные зори». Все они существуют до сих пор, и зрители юбилейного вечера увидели на сцене, что могут сегодняшние артисты легендарных коллективов.

В зале «Золотого ключика» визг и шум: юные артисты репетируют и готовятся показать кусочек из спектакля аудитории в тысячу зрителей. В сегодняшнем компьютерном мире театр кукол остается столь же привлекательным для малышни и школьников, как и раньше. Руководитель театра Людмила Арефьева играет в куклы уже 38 лет — пришла в «Золотой ключик» пятиклассницей и уже почти 25 лет им руководит.

— Некоторые из старых кукол, которые участвовали в спектаклях «Золотого ключика» полвека и более назад, мы храним до сих пор, реставрируя их время от времени, — рассказывает она. — И не только храним, но и играем спектакли. Например, спектакль «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» целиком играется куклами, которым более 50 лет.

По словам Людмилы Васильевны, за годы ее работы в театре сменилось не одно поколение. «Сейчас среди участников „Золотого ключика“ есть дети тех артистов, которые занимались в нашем театре, — рассказывает она. — Мы отследили такую особенность: более 90 процентов участников „Золотого ключика“ выбирают профессии, связанные с людьми, — становятся врачами, учителями, воспитателями».

Сергей Виноградов