15 октября 2012

Возвели Малинина в ранг Магомаева

Прошедший в Череповце концерт стличной звезды имел оглушительный успех.

Поначалу казалось, что это будет рядовой концерт, если не сказать — проходной, одна из остановок во время гастрольного «чеса»: ни масштабной рекламы, ни ажиотажа, ни ярких декораций. Но король русского романса еще раз подтвердил свою славу.

Концерт начался с опозданием. После третьего звонка зал Дворца металлургов оставался полупустым. Зрители не спешили занять места; казалось, приезд Малинина вызвал мало интереса — то ли потому, что был будний день, то ли потому, что сам артист не настолько симпатичен горожанам... Череповчане наслышаны о перипетиях в личной жизни Малинина. В последнее время центральные СМИ активно муссируют факты его прошлого и настоящего.

Но постепенно зрители устраиваются, хотя до конца концерта в зале остаются проплешины пустых кресел. Через 10 минут гаснет свет и начинается представление.

Первое отделение можно назвать лирическим. Малинин исполнил знаменитые романсы: «Гори, гори, моя звезда», «Летняя ночь», «Напрасные слова», «Храни тебя, сынок», «Мольба».

Он заметил со сцены, что эти песни — самые красивые и поэтичные в его репертуаре. После первых хитов менее известные песни, казалось, погрузили зрителя в глубокий транс. Зал сдержанно, но искренне встречал каждую новую композицию, исполненную подчеркнуто безукоризненно. Сумеречный свет и задушевная музыка будто перенесли публику в русское кабаре начала XX века. Блестящие гитары пускали зайчиков по стенам и головам зрителей. Все песни, звучавшие в этот вечер, отличала оригинальная аранжировка: романсы звучали и как португальские фаду (фаду — особый стиль традиционной португальской музыки, в эмоциональном настрое которого преобладает сложное сочетание чувств одиночества, ностальгии, грусти и любовного томления), и как джазовые импровизации. Мажорные интонации сменяли минорные — энергичные цыганские романсы уступали место русским заунывным.

— Следующая песня посвящается самым красивым женщинам в мире, женщинам города... — Малинин было задумался, но тут же вспомнил: — ...Череповца!

Зрители встретили заминку смехом и аплодисментами. В зале действительно было много женщин. Романтические мелодии и слова, соло на испанской гитаре, артистические уловки опытного «женского» исполнителя вкупе с преимущественно дамской аудиторией создавали ощущение концерта к 8 Марта.

Антракт стал своего рода маленьким спектаклем для внимательного наблюдателя: многие зрительницы пришли с кавалерами, и было заметно, что серьезные джентльмены слегка ревновали своих дам к популярному певцу.

Второе отделение было динамичным. Музыканты сменили костюмы и репертуар. Теперь звучали главные хиты Малинина, быстрые песни: «Дорогой длинною», «Ямщик, не гони лошадей», «Эх, душа моя, мы с тобой не пара».

Александр Малинин и гитаристы, наряженные в черные костюмы с радужно сияющими рукавами, синхронно сплясали джазовую композицию, стилизовав выступление под лондонский мюзик-холл.

Во второй части концерта проснулись представители сильного пола. Доселе чопорный господин наклонился вперед, внимательно слушая «Корнет Оболенский, налейте вина». После проникновенного исполнения старой белогвардейской баллады раздалось мужское «браво!».

Минорная композиция заставила некоторых зрительниц задуматься, одни словно всматривались в себя, вспоминая что-то свое, другие прижимали ладони к губам, к глазам, полным слез...

И снова драйв, снова мажор. Александр Малинин раскинул руки в стороны, купаясь в овациях. Он объявляет следующую песню:

— Многие из вас хотели бы поехать в далекие страны...

— «Берега»! «Берега»! — восторженно и требовательно прозвучало с задних рядов.

— Ничего себе... — проворчала соседка.

— Фанатки, — фыркнула другая.

В этот вечер артисту дарили цветы. Женщина в розовом платье, вручив букет, долго не могла отойти от сцены, тянула руки к кумиру, громко восторгаясь его творчеством.

Музыкантам удалось завести зал. Теперь после каждого выступления публика кричала «браво!», награждая исполнителей громом аплодисментов. Зрители хлопали в такт любимым мелодиям. Александр позволил залу пропеть фразы из знаменитой «Лады» — и был удивлен: не ожидал услышать столь ладное пение.

— А теперь самое время спеть душевно, со слезой, так, как принято у нас, в Череповце, — пошутил артист. Малинин весь вечер сыпал остротами со сцены.

Зал дружно рассмеялся. С припевом лиричной баллады публика справилась ничуть не хуже, чем с ритмичной композицией.

— Молодцы, — похвалил Александр и засвистел.

Художественным свистом завершилась основная часть вечера. Но зрители не хотели отпускать Малинина, яростно аплодируя. Начиная с последних рядов, где, видимо, расположились самые большие поклонники певца, люди вставали, выказывая свою благодарность. Со всех сторон раздавались возгласы «браво!» и «бис!».

Скандирование прервал стройный хор мужских голосов — музыканты затянули православное песнопение. Но это было лишь вступление. «Мне осталась одна забава: пальцы в рот и веселый свист. Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист», — затянул певец есенинские строки. Они так подходили ему, облаченному в белую рубашку навыпуск...

Малинин исполнил на бис еще две песни. Аудитория в такт музыке качала головами. Зрители долго не расходились, рукоплескали стоя.

— Храни вас Бог! — напутствовал череповчан Малинин. — Идите уже!

Снова смех. Сквозь гомон продвигавшейся к выходу толпы слышались обрывки фраз: «Настоящий артист, мог бы петь вечно», «Прямо Муслим Магомаев»...

Александра Антушевич

13 декабря 2018
Увековечат память единственной в мире женщины — тяжелого водолаза
Нина Соколова, уроженка Череповца, спасла многие жизни во время Великой Отечественной войны