Прошел «социальный» семинар

Социальное предпринимательство сейчас актуально, но многие не знают тонкостей этого дела.

Не каждый бизнесмен может сказать, чем отличается социальное предпринимательство от социального бизнеса. На этот и другие вопросы ответил Владимир Якимец, научный деятель из Москвы, приехавший пообщаться с череповецкими предпринимателями.

Владимир Якимец — лауреат премии «Импульс добра», заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО Государственного университета управления, доктор социологических наук, профессор, создатель нового направления «Межсекторное социальное партнерство». Он провел бесплатный семинар сначала в Вологде, потом и в Череповце, в Агентстве городского развития. Длительность мероприятия — восемь часов — не напугала потенциальных слушателей; пришло несколько десятков человек.

— Меня пригласили, и я решила прийти послушать, — говорит Ольга Владимировна, частный предприниматель, работающая в области дошкольного образования. — Занимаюсь этим бизнесом уже полтора года, особых проблем нет, но никогда не помешает узнать что-то новое.

Виталий Дулин — не только предприниматель, но и сотрудник большой страховой компании.

— Пришел, чтобы узнать, что есть на рынке привлечения, какие есть перспективные направления. Сейчас мы занимаемся страхованием жизни и здоровья детей из детских домов, одна из целей — привлечение физических лиц. Они фактически будут добровольными спонсорами, а страховая компания предоставит определенные скидки.

В программе семинара было обсуждение российской практики социального предпринимательства (СП), примеров российских и зарубежных проектов, ценовой политики и т. д. Об одном из пунктов — «Типичные ошибки, основные риски» — мы расспросили подробнее.

— Как правило, все ошибки социальных предпринимателей связаны с тем, что не очень четко формулируется социальная миссия, — рассказал Владимир Николаевич. — Случается так, что для первого броска все продумывается, а на перспективу — нет. То есть клиентская база, которая приносит прибыль, начинает падать, из-за этого не хватает средств. Вторая типичная ошибка — иногда берут на себя очень много обязательств, а профессиональной подготовки недостаточно. Третья — неумелое выстраивание работы по удержанию клиентов, приносящих прибыль.

— Часто ли государство помогает СП?

— Пример: Минэкономразвития в этом году впервые объявило конкурс среди регионов РФ на получение субсидий по поддержке СП. К сожалению, только шесть регионов откликнулись, Вологодская область в их число не вошла.

— Какой вид СП сейчас более всего распространен?

— Больше всего предприятий создано в отрасли, связанной с дошкольным воспитанием: детские сады, развивающие, досуговые центры и т. д. Вторая категория — сельское хозяйство, как ни странно. Есть очень серьезные примеры: допустим, фермерское хозяйство, созданное в Пермском крае, когда предприниматель брал на работу выпускников детских домов, чтоб они получили профессию, научились зарабатывать. Обратите внимание: если бы речь не шла о выпускниках детдома, это было бы уже не социальное, а сугубо коммерческое предприятие.

От социального бизнеса СП отличается тем, что социальная миссия превалирует над коммерческой. От некоммерческих организаций социального назначения СП отличается тем, что имеет устойчивый коммерческий эффект и самоокупаемость (самоокупаемость основана именно на продаже товаров и услуг). В США СП воспринимается больше именно как бизнес, а в Западной Европе — как некоммерческие организации.

Занятный пример. В национальном зоопарке Вашингтона (США) продают слоновий помет на удобрения — это просто бизнес. В зоопарке в Бангкоке (где слонов, естественно, водится больше) из того же сырья делают высококачественную бумагу ручной работы, эта бумага продвигалась на рынке как экологически чистый продукт для социально ответственных покупателей — и это уже СП.

Елена Бжания