23 сентября 2011

Золотой «Дядя Ваня»

В Череповце с огромным успехом прошел первый спектакль фестиваля «Золотая маска».

Череповчане дождались театрального праздника. Спектакль режиссера Льва Додина (художественного руководителя Санкт-Петербургского Малого драматического театра) по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня» — двойное удовольствие. Работа получила две «Золотые маски»: за лучшую режиссуру и за главную роль, исполняемую Сергеем Курышевым. «Дядю Ваню» Льва Додина трупа МДТ играет в одном и том же составе уже около девяти лет, но каждый раз по-новому. Артисты рассказали, что им пришелся по душе наш город и что они сильно волновались перед встречей со зрителем.

Театральная столица — Череповец

Билеты на чеховского «Дядю Ваню» Малого драматического театра и «Крейцерову сонату» МХТ им. А.П.Чехова раскупили через три дня после их появления в кассах. Количество людей в зале соответствовало числу проданных билетов: ни одного (за редчайшим исключением) свободного места. Зрители пришли в лучших нарядах, ни одного опоздавшего. Это был праздник, которого долго ждали. И сами артисты признались, что с нетерпением ждали встречи с нашей публикой и сильно волновались, как бы не ударить лицом в грязь.

Перед началом спектакля на сцену вышли Александр Грубман, генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская Сталь», главного спонсора фестиваля в Череповце, и мэр Олег Кувшинников. Они поздравили горожан с этим праздником. А мэр объявил, что благодаря гастролям «Золотой маски» Череповец должен стать культурной столицей Вологодской области. В зале раздались возгласы удивления, а потом дружные аплодисменты в поддержку этой идеи.

Спектакль захватил зрителей с первых минут. Вместе с антрактом он шел примерно три часа, но течение времени некогда было замечать. На комичных сценах публика взрывалась хохотом, отдельным наиболее удачным жестам и фразам дружно аплодировала. Например, такую реакцию вызвала фраза доктора Астрова (Петр Семак): «Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг». Отдельными аплодисментами наградили Семака за исполнение народной песни «Ну поцелуй же ты меня, кума-душенька». По окончании спектакля публика разразилась овациями, которые не замолкали, пока артисты три раза не вышли на поклон. В криках «браво!» и цветах артисты недостатка не испытали. Люди выходили из зала в глубокой задумчивости: спектакль потряс. Некоторые делились впечатлениями — слышны были только восторженные отзывы. Праздник удался, точнее, его начало...

«Ксюша, папа в Череповце!»

Следующие спектакли фестиваля «Золотая маска» состоятся 9 и 15 октября. В прошлом году спектакли шли один за другим. Почему на сей раз они так разбросаны и идут только по одному дню? Как объяснили организаторы фестиваля, график зависит от наличия площадок и загруженности артистов, а вопрос большего количества показов упирается в финансирование. Если в следующем году город изыщет дополнительные средства, спектакли будут повторять.

— Для нас большое открытие, что классические спектакли по произведениям Чехова и Толстого оказались так востребованы в промышленном городе, — поделилась на пресс-конференции с череповецкими журналистами гендиректор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина.

Мэр добавил, что в ближайшее время начнется реконструкция Камерного театра, чтобы не стыдно было приглашать серьезные спектакли, требующие хорошего технического оснащения. Будет усовершенствовано звуковое и световое оборудование, реконструирована сцена. Отметим однако, что артистам МДТ очень понравилось играть в «Аммофосе» — хорошие впечатления и от сцены, и от акустики.

Гости прибыли в Череповец за день до спектакля и успели немного погулять по городу (к длительным прогулкам не располагали погода и усталость). Город показался им светлым, зеленым и гармоничным. Добавило настроения посещение зала икон Художественного музея. Особенно поразила петербуржцев наш экскурсовод Светлана Пономарева — женщина с длинной косой в одеждах, напоминающих средневековую Русь. (Она, кстати, пришла на спектакль и подарила артистам цветы.)

Особое внимание на пресс-конференции уделили знаменитой Ксении Раппопорт, заслуженной артистке России, которую так ждали еще на фестиваль молодого европейского кино Voices.

— Я прошу прощения, что не доехала до Череповца во время фестиваля. Я была с грудной дочкой, было сложно вырваться, — начала Ксения Александровна. — А с Череповцом меня связывают детские воспоминания. Мой папа был архитектором, работал в строительной организации и часто ездил в командировки в Череповец: проектировал микрорайоны. Так что детство прошло под девизом: «Где папа?» — «А папа в Череповце».

— Генеральный план города, который был составлен под руководством вашего отца, уникален тем, что позволил городу расширяться, не сжал его в узкие рамки, — отметил мэр Олег Кувшинников.

Смена ролей

Заслуженный артист России Сергей Курышев уже более восьми лет играет в спектакле «Дядя Ваня» заглавную роль (Ивана Войницкого) и признается, что она ему нисколько не надоела.

— К тому же такие вещи, как пьесы Чехова или романы Достоевского, всегда дают возможность развиваться. Каждый спектакль неповторим. И другую роль в этом спектакле я бы играть не стал. Лев Абрамович практикует смену ролей на репетициях, и я попробовал себя в разных ролях. Замечательны все, но сейчас я уже не представляю, как играл бы другую роль, мне нравится, как играют мои партнеры.

Первоначально роль дяди Вани в спектакле Льва Додина должен был исполнять народный артист России Петр Семак, играющий уже несколько лет врача Астрова:

— У меня редко бывает, когда роль мне нравится. Я часто сначала не понимаю ее, начинаю отпихивать от себя. И только потом начинаю втягиваться... В «Братьях и сестрах» (спектакле по роману Федора Абрамова — авт.) я очень не хотел сначала играть Михаила, а теперь это моя лучшая роль. В спектакле «Дядя Ваня» я хотел играть Ивана Войницкого. И режиссер сначала этого хотел. Но на первой же репетиции Лев Абрамович сказал: «А давайте-ка поменяемся» — и стало намного интереснее играть.

Мы поинтересовались у артистов, как отличается реакция европейского и российского зрителя на их спектакль, с которым они объездили уже весь мир.

— Европейская публика всегда все понимает, и в этом гений Чехова и великий талант Льва Додина, — сказала Ксения Раппопорт. — Но есть колоссальная разница в восприятии по сравнению с российской публикой. Например, когда Петр Михайлович (Астров) говорит «я не каждый день водку пью», английский зал смеется просто в лежку. Или вот такой разговор: «Я постарел?» — «Да, очень постарел» — такой ответ для европейцев странен. Но в конце на монологе Сони зритель плачет и в Америке, и в Англии, и в Италии...

ЮЛИЯ БОЧКАРЕВА

10 ноября 2018, 16:48
Хоровое братство увидят череповчане на музыкальном фестивале
Впервые в городе открылся хоровой фестиваль имени Сергея Зуева.