23 марта 2011

Новые стандарты требуют перестройки педагога

Хотя новые федеральные стандарты для начального образования вступят в силу только с 1 сентября, две череповецкие школы — № 39 и № 11 — уже с прошлого года участвуют в пилотном проекте их реализации. Насколько готово руководство школ к внедрению новых стандартов и с какими сложностями столкнулись учителя в период апробации? Об этом говорили вчера на специальной видеоконференции в школе № 11.

Новые стандарты несут другое понимание учебного процесса, ставя перед учителем совершенно иные задачи, — с этим согласились все участники конференции: и череповецкие педагоги, и их коллеги из Вологды.

— Раньше учитель был обязан вложить в ученика определенную сумму знаний, умений и навыков, — рассказывает Анна ИГНАТЬЕВА, преподаватель лаборатории развития начального образования Центра образовательных ресурсов и технологий ГОО СПО «Вологодский педагогический колледж». — Теперь же акцент делается на том, чтобы ребенок мог самостоятельно «отщепить» новые знания и использовать их в школе и за ее пределами.

Новое понимание смысла учительской деятельности требует перестройки сознания, большей подготовки. Как признались участники конференции, не каждый педагог готов к таким переменам.

— Основные проблемы, с которыми мы столкнулись при реализации стандартов, — говорит Светлана ТИХОВА, заместитель директора Центра повышения квалификации педагогических работников г. Вологды, — профессиональное выгорание опытных педагогов, с одной стороны, и немотивированность молодых специалистов — с другой. Не стоит забывать и об отставании существующих методов преподавания, неусовершенствованной материальной базе...

— Приведу конкретный пример: известие о необходимости для учителя подготовить собственную рабочую программу не пришлось по душе многим, — признается Ирина ЧЕЧУЛИНСКАЯ, заместитель директора по УВР школы № 39. — Успокоение наступило тогда, когда мы поняли, что можем пользоваться авторской программой и вносить в нее коррективы.

По словам учителя начальных классов школы № 11 Наталии ФЕДЯШОВОЙ, трудность рабочей программы педагога заключалась именно в ее новизне:

— Мы просто не знали, как с ней работать. Теперь, имея за плечами некоторый опыт, я уверена, что рабочая программа необходима. Она отражает особенности ученика, учителя и образовательного учреждения.

В заключение встречи педагоги поделились опытом реализации новых стандартов на практике. Так, в вологодской гимназии № 2 особое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. На внеклассных занятиях практикуется «читательский дневник», показывающий интерес учеников к самостоятельному изучению. В Череповце коррективы в программу вносятся прежде всего на основе регионального компонента.

— Проблемы, конечно, еще остаются, — заключает Сергей ИЛЬИН, директор школы № 11, — но мы проводим ряд мероприятий с целью их решения. Это и получение информации, и курсы повышения квалификации.

Правда, времени на то, чтобы устранить все недостатки, осталось немного — до 1 сентября.

Марина БЕЛАЯ

12 декабря 2018, 16:11
К 25-летию конституции России Вологодский госуниверситет организовал IT-диктант
Он позволит оценить не только уровень цифровой грамотности, но и знания основ государственного устройства и государственного управления.
10 декабря 2018
Для строительства школы за Шексной изменили проект застройки
Подъезды к школе сделают со стороны улиц Раахе, Рыбинской и Ленинградской. Обустроят «карманы» для парковки