Строители боятся попасть в черные списки
Минрегионразвития и строительные организации спорят по поводу административных барьеров в сфере строительства в различных регионах России. Между тем на местах стали активно составлять черные списки недобросовестных строителей.

Министерство регионального развития РФ направило в правительство доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Из доклада видно, что в сфере строительства административные барьеры стали ниже. Например, продолжительность периода с даты подписания протокола о результатах аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства до даты получения разрешения на строительство в среднем составила 6 месяцев (в 2007 году — 8,6 месяца), а с разрешения на строительство жилого здания до даты получения разрешения на ввод в эксплуатацию — в среднем 22,4 месяца (в 2007 году — 26,5 месяца). Улучшения, пусть и небольшие, налицо. Если верить докладу, снижается, хотя и медленно, длительность начальных этапов инвестиционного цикла по объектам капитального строительства, кроме жилищного. Период рассмотрения заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства снизился с 6,7 до 5,6 месяца; период оформления разрешения на строительство снизился с 7,5 до 6,1 месяца. «При этом в ряде регионов отмечаются существенно высокие сроки данных этапов — до 44 месяцев (более 3,5 года) и 21 месяца (около 2 лет) соответственно», — уточняется в документе.

Строители прочитали доклад и удивились: по их наблюдениям, барьеров меньше не стало, скорее наоборот. «Административное давление на строительный бизнес однозначно усилилось, — говорит Евгений Шлеменков, председатель комиссии по строительству и ЖКХ „ОПОРЫ России“. — А цифры, приведенные в докладе, лукавые. Снижение сроков оформления разрешений произошло из-за того, что в прошлом году из-за кризиса резко, примерно на 70 %, сократились объемы нового строительства. Просто очереди в инстанции рассосались». Вместе с падением объемов строительства сократилось и количество земельных участков под это строительство, что естественно. А вместе с ними и доля участков, на которых это строительство не было завершено. Далее, согласно докладу, число инстанций для проведения согласовательных и разрешительных процедур на всех этапах от предоставления земельного участка вплоть до ввода объекта в эксплуатацию сократилось с 13 до 11-ти. Однако в ряде регионов таких органов значительно больше, например 25 — в Московской и Тульской областях, 40 — в Москве (по данным московских застройщиков, в столице таких инстанций не меньше 60).

Местные власти во всеуслышание выступают с инициативами снизить давление на бизнес, но реализовать свои идеи не спешат. «Весной этого года московская мэрия решила сократить сроки оформления и выдачи документации для осуществления градостроительной деятельности в городе. В прошлом году, к примеру, планировала отказаться от взимания платы с застройщиков за присоединение объектов недвижимости к источникам электроэнергии. Профессиональное сообщество ждет реализации этих решений властей, о которых сейчас они почему-то умалчивают», — посетовала в «Российской Бизнес-газете» Татьяна Шалина, директор фирмы «Альянс строителей». «Федеральное законодательство содержит исчерпывающий перечень инстанций, с которыми нужно согласовывать строительство. Но регионам разрешено требовать дополнительные согласования. Это коррупционная цепочка. Застройщики ходят по кругу, собирая требуемые бумаги, сроки согласования затягиваются, чтобы ускорить процесс, нужно платить, — говорит Евгений Шлеменков. — Если для выдачи разрешения на строительство местным чиновникам нужна дополнительная информация, они должны собирать нужные справки сами. Кроме того, сегодня на протяжении всего строительного процесса ответственность за него несет только инвестор-застройщик. Необходимо, чтобы в инвестконтракте была прописана и ответственность местных администраций».

Самым проблематичным для строителей является получение положительного заключения госэкспертизы проектной документации. Связано это с тем, что у органов госэкспертизы имеется много формальных возможностей для приостановления или отказа в выдаче положительного заключения. Другим проблематичным моментом является согласование параметров строительства и разрешенного использования в отношении участка. Введение местными органами власти дополнительных уточнений к перечню документов, приведенному в Градостроительном кодексе РФ, нередко является основанием для злоупотреблений самими чиновниками, не заинтересованными в прозрачности системы согласования. Чем сильнее давление на бизнес, тем меньше он строит. «Снижение административных барьеров уменьшает издержки строительных компаний, а в результате мы получим значительный рост объемов строительства, — говорит Татьяна Шалина. — Решение поставленной правительством РФ задачи по обеспечению жильем всех нуждающихся — в руках самих властей».

В то же время отмечено, что фирмы, которые плохо играют по правилам коррумпированных местных чиновников, легко могут попасть в так называемые «черные списки» недобросовестных строителей, составлением которых до недавнего времени занимались лишь общественные организации и экологи. Сегодня эту роль на себя все чаще берут местные и региональные власти. И хотя в данном случае речь идет скорее о репутационном давлении на компанию, у попавшей в черный список фирмы непременно возникнут проблемы с заказчиками. К примеру, городские власти или власти районов при проведении тендеров на строительные работы обязательно будут учитывать этот факт, и шансов у компании на нормальную работу останется немного. Также можно наткнуться и на санкции антимонопольных организаций. Ведь на рынке существуют строительные компании, занимающиеся уникальными видами работ, и таких компаний немного. Для них занесение в список конкурента является неоспоримым преимуществом, которое несет в том числе и финансовую выгоду. В Московском регионе, к примеру, черные списки строительных фирм ведутся непосредственно органами власти. Дело в том, что в Москве есть большое количество компаний, которые работают по государственному заказу, и, соответственно, главными инвесторами здесь являются правительство и муниципалитет. Поэтому в правительстве столицы есть немало персон, которым выгодно лоббировать интересы каких-то фирм и отодвигать их конкурентов.

Сергей БЕГЛЯК

18 октября 2018, 19:19
Чиновники правительства Вологодской области сделали себе прививки
По последним данным, в Вологодскую область за счет средств федерального бюджета пришли три поставки гриппозных вакцин в объеме 413849 доз на сумму почти 45 млн рублей.
18 октября 2018, 14:41
В Череповце открылся III Pегиональный  чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс – 2018»
По итогам регионального конкурса будет сформирована команда Вологодской области для участия в IV Национальном чемпионате «Абилимпикс».
18 октября 2018, 11:47
Вологодская область полностью готова к зиме
Жилищный фонд Вологодской области готов к осенне-зимнему периоду на 100%.